Новгород Великий
Повод для поездки представился довольно неожиданный: официальные дилеры Skoda «Автоцентр на Энгельса» и «Автоцентр на Хасанской» организовали двухдневный тест-драйв на берега Волхова, предоставив для этого три модели чешского производителя.
Километры от Питера до Новгорода, в большинстве своем, – часть федеральной трассы «Россия» соединяющей две нынешние столицы нашей страны. Одна из древнейших столиц Руси, Великий Новгород, находится чуть в стороне от этой дороги, что избавляет город от транзитного транспорта.
Но саму трассу от дальнобойщиков не избавит ничто: когда еще построят нормальный автобан – хоть платный, хоть бесплатный – между Питером и Москвой? Нынешнее Московское шоссе – дорога неплохая, но безнадежно узкая, с весьма скромной пропускной способностью.
Особенно чувствуется это на первых километрах при выезде из Петербурга. Мы ехали в Новгород, а наши временные попутчики спешили в Колпино, Пушкин, Ям-Ижору… По две полосы в каждую сторону тут явно недостаточно.
Лишь отъехав от Питера километров двадцать, можно вздохнуть свободнее и нажать на газ. Особенно радует окружная дорога вокруг Тосно: с хорошим асфальтом и неплохим обзором. Правда, из-за скоростных возможностей этого участка пути его любят не только водители, но и сотрудники ГИБДД…
Оставшаяся часть шоссе до Великого Новгорода неудобна в основном тем, что то и дело пересекает населенные пункты, а значит, необходимо следить за скоростью и постоянно снижать ее.
Уже в Новгородской области четырехполосная дорога превращается в трехполосную, и знаки постоянно информируют, в какую сторону можно ехать по среднему ряду.
По субъективным ощущениям, гораздо чаще разрешено движение по двум полосам в сторону Москвы (а значит, и Новгорода). Если же вы возвращаетесь в Петербург, возможностей для обгона становится куда меньше, и почти наверняка придется тащиться за каким-нибудь «тормозом».
Московское шоссе выгодно отличается от большинства подобных качеством покрытия и хорошим обзором. Тем не менее, учитывая солидный транспортный поток, а также то, какие города эта дорога соединяет, требования к трассе логичнее предъявлять повышенные. А им она не удовлетворяет.
Ориентироваться в самом Новгороде нетрудно, поскольку в соответствующих указателях недостатка нет. Проблему может вызвать разве что парковка в историческом центре, так как единственная удобная площадка, расположенная в непосредственной близости от Новгородского Кремля, вмещает от силы три десятка автомобилей. Также следует обратить внимание на большое число улиц с односторонним движением.
Приятная особенность водителей в Великом Новгороде – их дисциплинированность. В отличие от Москвы и Питера, здесь человек за рулем пропускает людей, идущих по пешеходному переходу, и не пытается объехать стоящие у светофора машины, чтобы встать первым. Впрочем, в этом нет особой необходимости: город не так забит автомобилями, как нынешние столицы.
История Новгорода
Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена. В VI в. сюда пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII столетии – племя словен.
В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, в противном случае угрожая найти его в другой земле.
В Новгород был направлен сын Святослава и его рабыни Владимир, утвердивший христианство. В XI в. Новгород в течение 10 лет был местопребыванием великого князя Ярослава Мудрого – фактически, столицей русских земель.
Но сохранение новгородских традиций вызвало раздражение у царя Ивана Грозного, и его опричники в 1570 г. подвергли эту землю жесточайшему разгрому. А в XVII столетии город был оккупирован шведами, вновь разграбившими его. После шведского разорения Новгород сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.
А после оккупации фашистскими войсками во время Второй Мировой войны город до сих пор до конца не восстановился.
Что смотреть
Около 50 памятников древнерусского зодчества XI-XVII вв. стали частью живой структуры современного Новгорода. На Софийской площади – площади Победы (у нее двойное название) располагается здание бывшего Дворянского собрания, в котором в сейчас находится Музей искусств.
С площади сразу можно попасть в Кремль – сердце Новгорода, где расположен собор Софии Новгородской (XI в.), памятник Тысячелетию России и множество других достопримечательностей.
Пройдя через Кремль, выходишь выйти на пешеходный мост – отсюда открывается панорама Волхова, который делит Новгород на две стороны: Торговую и Софийскую. На Торговой стороне замечателен ансамбль Ярославова дворища – с его аркадой торгового двора и великолепными памятниками. Справа вдали сверкает купол звонницы Юрьева монастыря. А слева видны церкви Бориса и Глеба в Плотниках, Иоанна Богослова в Радоковицах и Антониев монастырь.
- Церковь Спаса на Нередице
- Перынский скит
- Клопский монастырь святой Троицы
- Николо-Вяжищский монастырь
- Витославлицы
Храм Преображения Господня; расположен вблизи Великого Новгорода, на правом берегу Волхова, на небольшой возвышенности рядом с Городищем. Построен за один сезон в 1198 г. (при князе Ярославе Владимировиче). В результате обстрелов в 1941-1943 г. практически все росписи храма были утрачены, но после войны, в 1956-1958 гг., церковь восстановлена.
Неподалеку от Юрьева, у самых истоков Волхова, расположено древнее урочище Перынь, где находилось капище бога-громовержца Перуна. После крещения Новгорода на этом месте сначала построили христианский храм, а потом монастырь, который в 1611 г. был разорен шведами.
Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу XII – началу XIII вв. и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Близ церкви сохранились три кирпичных одноэтажных здания, построенных в XIX столетии для келий монахов-отшельников – обитателей Перынского скита.
Расположен в 20 км к югу от Новгорода, на правом берегу реки Веряжи, недалеко от ее впадения в озеро Ильмень.
В начале XVII в. монастырь был разорен шведами, во II половине XVII в. восстановлен, а в I половине XX столетия пришел в упадок. Сейчас от монастыря сохранился только Троицкий собор, по-строенный во времена Ивана Грозного (в 1569 г.).
Находится в деревне Вяжищи, в 12 км от Новгорода. До наших дней из монастыр-ских сооружений сохранились только Никольский собор (1681-1683 гг.), трапезная с церквами Иоана Богослова и Вознесения (1694-1698 гг.) да жилой корпус.
Село Витославлицы существует с начала XII в. Его название, естественно, перешло и на окружающую территорию. Основанием Новгородского музея народного деревянного зодчества принято считать 1964 г. – тогда специальная комиссия пришла к выводу, что Успенскую церковь (1595 г.) села Курицко сохранить на «родном месте» невозможно.
Реставрационная мастерская начала свозить культовые памятники на отведенную территорию села Витославлицы, спасая их от гибели. Так было с Никольской церковью из Тухоли (XVII в.), избой М. Д. Екимовой из Рышева, подлежащей сносу из-за ветхости, Рождественской церковью из Передок (1531 г.) и др.
В течение 40 последних лет в Новгородском музее деревянного зодчества были собраны 23 строения, традиционных для Руси XVI-XX вв..
Наши оценки маршрута
Критерий | Оценка | Пояснения |
Дорога | 3.5 | Плотный поток – вот главный минус Московского шоссе. Дорога по основным критериям неплохая, однако для 2007 года тесновата. |
Асфальт | 5 | Дорожное покрытие в этой части трассы практически безупречно. Неровности, конечно, есть, но право же, это сущие пустяки. |
Достопримечательности и развлечения | 3.5 | Населенных пунктов, как уже было сказано, здесь немало. Но отдохнуть и развлечься горазно проще в самом Великом Новгороде. Не по пути. |
Питание | 4 | В самом Новгороде есть общепит на любой вкус. По дороге с питанием сложнее, но голодными в любом случае вы не останетесь. |
АЗС | 4.5 | Может, и не через каждые 5 км можно заправить машину, но через каждые 10 – наверняка. |
Автосервис | 4.5 | Напряженная трасса гарантирует спрос, и предложение, в общем, поспеваетза ним. |
Вот повезло: нам удалось проэкзаменовать новгородскими (и областными ленинградскими) дорогами не один, а целых три автомобиля Skoda: Superb, Octavia и Roomster.
Skoda Roomster
Двигатель 1.4 л. мощностью 82 л. с. (с МКПП)
Симпатичный семейный универсал в облике трудяги-извозчика. Оригинальная форма передних и широченные задние боковые стекла, вертикальные задние фонари и миндалевидные фары делают его одним из самых ярких и необычных среди недорогих утилитарных автомобилей. Внутри Roomster не так оригинален, зато крайне практичен и эргономичен. Жестковатые материалы отделки компенсируют стильный дизайн и широкий диапазон водительских регулировок.
Впрочем, не только водительских. Задние пассажиры тоже могут отрегулировать свои места – каждая половинка дивана может двигаться взад-вперед, а спинка отклоняется назад.
Управляется неприхотливо и даже приятно. Как ни странно, тяги небольшого по объему движка для города хватает с лихвой (главное, педаль – ту, что справа – не жалеть). Но и на Кольцевой себя не чувствуешь обделенным: Roomster ничего не стоит набрать 140-150 км/ч. и, несмотря на высокий центр тяжести неплохо стоит на прямой и поворачивает без пугающих кренов. Руль — точный и полный «правильного» усилия, а тормоза адекватны и предсказуемы.
Подвеска одинаково хорошо скрывает от пассажиров небольшие и более крупные неровности асфальта. КПП работает четко, мотор почти не шумит... В общем, как транспортное средство Roomster не вызвал каких-либо серьезных нареканий.
Skoda Superb
Двигатель 1.8 л. мощностью 150 л. с. (с МКПП)
«Приятно, когда автомобиль может делать вот так» — произнес я про себя и «топнул», когда стрелка тахометра перемахнула за 3 000 об/мин на третьей передаче. Меня и двоих пассажиров крепко придавило к креслам. Голова слегка отклонилась назад, а в груди что-то сжалось. Старый добрый 1.8Т.: всего 150 л. с., а столько удовольствия! Если хорошо покопаться, у Superb можно найти десяток недостатков, но «преимущество под капотом» их перекрывает.
Superb цепко держится за дорогу и уверенно ведет себя в поворотах. По необходимости система курсовой устойчивости вовремя и почти незаметно корректирует траекторию. Как уже отмечалось, подвеска настроена комфортно, так что, встречавшиеся дефекты шоссе были встречены без негатива. Хотя на высоких скоростях машина все-таки не плыла, а подпрыгивала в такт малейшим неровностям.
Судя по показателям бортового компьютера, средний расход топлива Superb превышает 12 л на 100 км пути по городу и области. Это число могло бы быть меньше, если бы педаль газа чаще поднималась с пола… Но когда автомобиль способен на большее, зачем его ограничивать?
Просторно – это не то слово, которым можно охарактеризовать пространство заднего сиденья. Здесь очень много места, и один пассажир, сидящий сзади, реально рискует заблудиться или, по меньшей мере, почувствовать себя одиноким. Мы тестировали аналогичный Superb (но с «автоматом») меньше года назад.
В итоге нам показалось, что «механика» не делает седан намного быстрее – динамики и тогда хватало за глаза. А ведь это не самый мощный мотор в гамме!
Skoda Octavia
Двигатель 1.6 л. мощностью 102 л.с. МКПП
Подчеркнем: новая Octavia. Просьба не путать с «Октавией Тур» — популярной моделью предыдущего поколения, продающейся параллельно с новой. В этой тройке седан оказался самым неярким и невпечатляющим автомобилем. А все от его внешней скромности...
Вообще, Skoda Octavia – образец простого, заурядного автомобиля типа «ничего лишнего». Просто автомобиль: удобный четырехспицевый руль, простые и читаемые приборы, туговатые педали и жестковатое кресло – это фирменный стиль Skoda. В то же время, у чехов есть стиль, который пусть и достался от Volkswagen, все равно на пользу первым. Стиль этот заключается в правильных и спокойных формах, неярких тонах и качественной подгонке деталей. Как снаружи, так и внутри. В салоне Octavia не слышно посторонних звуков, и каждая деталь если и двигается, то так, как это задумано конструкторами.
Двигатель? 1.6-литровый – типичный середнячок как в гамме Volkswagen, так и на фоне аналогичных моторов других марок. Есть «низы», есть «средние» обороты; никаких особых подхватов и рывков. Но есть и надежная тяга во всем диапазоне работы, которая доступна всегда, когда нужна водителю.
Подвеска у большинства Skoda – образец энергоемкости и надежности, идеально подходящей для дальних путешествий, и неважно, есть под колесами асфальт или уже давно нет. Акустический комфорт? Кому-то покажется, что Octavia его недостает. Те, кто менее прихотлив, будут довольны чешским седаном.