Среди индейцев и больших машин
Когда служащий прокатной конторы выкатил автомобиль для осмотра, меня одолели сомнения – не дают ли мне за те же деньги машину классом выше: в закатных сумерках, под светом неоновых огней, Pontiac Sunfire выглядел роскошным спортивным авто. Здесь такой подход - не редкость, даже аренда микроавтобусов может помочь стать временным обладателем чуть ли не пятизвездочного отеля на колесах.Утро все расставило по своим местам. В ярком свете дня стал очевиден истинный цвет машины – ординарный красный. Его предпочитают немолодые охотники за девичьими сердцами, одинокие блондинки и службы экстренной помощи. Плюс дешевый материал отделки, тонкая баранка и минимум дизайнерских изысков...
Но много ли надо для «одиночного плавания» к Большому Каньону? Двухлитровый мотор, кондиционер, простой «автомат», стекла «на кнопках» – такой «джентльменский набор» меня вполне устраивал.
Автомобиль создал Америку такой, какой мы ее видим сегодня. Специалисты подсчитали, что наибольшее влияние на экономику США и образ жизни американцев оказала Программа создания Федеральной системы скоростных автомагистралей, реализованная в годы президентского правления Д. Эйзенхауэра. Результаты выполнения мероприятий программы – увеличение деловой активности, рост объемов инвестиций, новые рабочие места и сокращение аварийности. |
«Пламенный мотор» и «американская мечта»
В Калифорнии пеший турист обречен на скуку и прозябание. Это не мегаполис, где развитый общественный транспорт и такси при дорогой парковке превращает владение автомобилем в неоправданное мотовство. Здесь человек без средства передвижения оказывается полностью оторванным от жизни.
Чтобы пересечь Калифорнию с запада на восток, лучше всего воспользоваться прямой и скоростной дорогой – фривэем № 5. Прокатиться же вдоль берега Тихого океана намного интереснее, поэтому мой выбор пал на Route 1 – живописную дорогу, петляющую по самому краю побережья.
От океанских пейзажей захватывает дух! С трудом борюсь с желанием остановиться и глотнуть природного озона – благо, к остановке располагают специальные смотровые площадки (View Area), разбросанные по всей дороге. Никаких кондиционеров! Окна нараспашку – и дышать, дышать, дышать…
По пути обращаю внимание на утопающий в зелени кукольный городок Кармель (Carmel), изобилующий маленькими галереями и магазинчиками. Мэр городка – Клинт Иствуд – неустанно заботится о покое и культурном отдыхе голливудских товарищей, живущих на виллах по соседству.
Благодаря идеальному профилю дороги машину буквально ввинчивает в очередной поворот. Еще сотня миль – и короткая остановка. Прямо у дороги беззаботно греются на солнышке стада морских львов. Пешеходный деревянный настил для осмотра, информационные щиты с подробным описанием животных – целый микрозоопарк под открытым небом.
Оставив справа Лос-Анджелес, дорогами местного значения выбираюсь на федеральную автостраду № «15». И вперед – на Лас-Вегас, где ждет забронированный отель! Незаметно приблизилась ночь. На дороге остались редкие легковушки и много грузовиков – хромированных монстров, расцвеченных десятками лампочек, от соседства с которыми немного не по себе. Для американских же дальнобойщиков езда наперегонки с легковушками – одно из немногих развлечений в дороге.
Автомобиль – одна из американских фундаментальных ценностей, прямой потомок ковбойской лошади, лучший символ идеологического столпа Америки – личной свободы для каждого. Типичный американец времен первых поселенцев – ковбой с кольтом в руке верхом на горячем скакуне. Настоящий американец сегодня – тот же ковбой, но уже с мобильником наперевес в кабине трака: огромного пикапа с полноразмерной кабиной, кузовом на полтонны груза и двигателем объемом, как у средних размеров танка. Американцы вообще любят большие автомобили. Представить себе на улице калифорнийского городка Dewoo Matiz или Citroen С2 просто невозможно! В то же время, хрупкая американка с темным цветом кожи за рулем машины класса Chevrolet Tahoe – обычное явление. |
Эти милые индейцы
Если штат Невада известен всему миру как столица игорного бизнеса и место, где новобрачным стать проще, чем почистить вареное яйцо, то Аризона гордится почти официальным званием «штата Большого Каньона».
Шесть миллионов лет назад гигантская трещина в земной коре вскрыла подноготную планеты, образов каньон, простирающийся почти на 500 км с запада на восток. По его дну течет извилистая и мутная речка Колорадо, вокруг раскинулась пустыня – вотчина индейских племен.
К Большому Каньону можно подъехать двумя путями: к южному или северному краю. Выбор маршрута – дело вкуса. Мой выбор пал на южный край, подъехать к которому можно, свернув с основной трассы в городке Вильямс (Williams) или Флагстафф (Flagstaff).
Чем ближе к каньону, тем чаще встречаются коренные жители этих мест – низкорослые широкоплечие крепкие индейцы. Я ехал по их земле, земле их предков, которую белые люди называют унизительным словом «резервация».
На въезде в Национальный парк «Большой Каньон» останавливаюсь на первой смотровой площадке. Табличка, нацарапанная нетвердой рукой аборигена, гласит «Милые индейцы» (Nice Indians). Тут же, на небольшом рынке, продаются самодельные индейские сувениры.
Отъехав от места, замечаю другую табличку: «Милые индейцы позади вас» (Nice Indians Behind You). Как трогательно, однако!
Вид на каньон, открывшийся с главной смотровой башни, заставил моментально забыть все тяготы и лишения дальнего путешествия. Бессмысленно описывать словами чудо природы – просто представьте себя стоящим на краю километрового разлома. В этот момент становится очевидна вся суетность человеческих мыслей и переживаний перед лицом миллионов лет истории Земли.
Осмотреть весь каньон за час невозможно, поэтому многие американцы приезжают сюда на несколько дней. Остановиться можно как в гостинице на территории парка, так и в собственном домике на колесах на территории кемпинга или в палатке. Гостиница и парковка машины обойдутся дороже обычного мотеля, а места желательно бронировать заранее.
Автомобиль напрокатМашину для путешествия лучше арендовать в аэропорту, заранее забронировав ее с помощью любого из десятка крупных сайтов для путешественников: например, www. orbitz.com. В этом случае недельная аренда автомобиля эконом-класса обойдется в 3 750-6 250 руб. (цены, разумеется, в долларах): в зависимости от известности прокатной конторы. За эти деньги вы получите машину в очень хорошем состоянии, часто почти новую (по крайней мере, внешне), с АКПП и кондиционером. Несмотря на то, что на сайтах, в целях лучшей ориентации арендатора, в классе автомобилей указываются европейские марки (типа Hyundai Accent или Kia Rio), вероятнее всего, вам предложат американский автомобиль. Крупные прокатные компании поддерживают отечественного производителя – «Большую американскую тройку»: GM, Ford и Chrysler. |
Увидеть каньон и не умирать
Обратный путь в Лас-Вегас я проделал уже в полной темноте. Несмотря на отсутствие освещения, передвигаться по внегородским дорогам в ночное время удивительно легко. Причиной тому – идеальная светоотражающая разметка, разделяющая полосы и ограничивающая обочины.
Торопясь домой, я сильно разогнался на пустой трассе и чуть было не поплатился за это – в буквальном смысле слова. Но то ли опыт езды по подмосковным дорогам, то ли особое внутреннее чутье заставили меня снизить скорость в подозрительном месте. Оказалось, не зря! Внезапно темноту фривэя разорвали огни полицейской «люстры», а просвистевший мимо меня BMW Z4 покорно прижался к обочине.
Справедливости ради нужно отметить, что это был едва ли не единственный случай за три недели моего пребывания в Америке, когда Дорожный патруль (Highway Patrol – американский аналог российской ДПС) как-то напомнил о своем существовании.
Остановка автомобиля ради сомнительной «проверки документов» полицией не практикуется. У Дорожного патруля должны быть веские причины, чтобы заинтересоваться вами – например, существенное превышение скорости или неадекватное поведение на дороге.
«Домой», в Калифорнию, возвращаюсь новой дорогой: сначала через Долину Смерти (Death Valley) с культовым Zabriskie point, затем – через национальные парки штата Юта и вдоль берега фантастически красивого озера Тахо...
Впереди – снова сотни миль классической «одноэтажной Америки», с обязательным memorial в каждом городке: будь то первый паровоз, случайно остановившийся в селении, или дуб, под которым отдыхал Авраам Линкольн.
Это та Америка, о которой обычно мало известно жителям Старого Света, чье впечатление о стране складывается в основном по голливудским блокбастерам и заявлениям политиков.
Между тем, кроме небоскребов, кока-колы и статуи Свободы, в Америке есть множество уникальных явлений природы: сколь уникальных и достойных интереса, столь и доступных всем, кто предпочитает автомобиль другим способам путешествия.
Особенности американских ПДД
Движение в Калифорнии интенсивное, но пробки вероятны в основном в часы пик на основных автострадах, соединяющих города и пригороды. Правила дорожного движения покажутся европейцу знакомыми, однако есть и отличия.
Прежде всего, забудьте о «правиле правой руки». Первым нерегулируемый перекресток проезжает тот, кто первым к нему подъехал. Но если вы очень спешите, вас пропустят, даже если вы подъехали к перекрестку позже.
Скоростные ограничения на городских дорогах неукоснительно соблюдаются, однако за превышение лимита на 5-10 миль вас вряд ли накажут.
Главный совет водителям: внимательно читать все, что написано на дорожном полотне и щитовых указателях. Дороги Америки – открытая книга. Страна, созданная эмигрантами для эмигрантов, выбрала единственный способ уравнять возможности водителей разных национальностей: написать понятную инструкцию прямо на дороге.
Например, о приближении нужного съезда c хайвея (Exit) вы будете предупреждены три-четыре раза на разном расстоянии до перекрестка. Правда, если нужный поворот вы все-таки проскочили, возможность развернуться появится нескоро.
Полезно обращать внимание на полосу (Lane), по которой вы двигаетесь. Разметка для американского водителя – это святое. Если на полосе или указателе написано «Движение только направо» (Right only), значит, весь поток автомобилей поедет направо, и вы даже не заметите момент, когда перестроиться для движения прямо станет просто невозможно из-за конструкции автострады.
Привычное для россиянина метание из ряда в ряд в Америке не приветствуется, но если вам понадобилось срочно перестроиться, смело включайте поворотник: машина, идущая в соседнем ряду, как правило, притормозит, пропуская вас, и молниеносно вклиниваться в соседний ряд не придется.
Большинство светофоров оборудованы автоматическими камерами слежения. Проехав прямо на «красный», через несколько дней вы получите по почте квитанцию для оплаты штрафа на сумму с парой нулей.
Совершенная неожиданность для любого гостя из России – правило, разрешающее поворот направо на красный сигнал светофора: при условии, что вы не создаете помех транспорту, движущемуся на «зеленый».