Три кита японской надежности
Это, действительно, красивая мечта многих автолюбителей. Очень уж убедительны победы японского автомобилестроения на рынке и многолетняя репутация надёжных и неприхотливых «японок» во всём мире. Достаточно вспомнить легендарную Карину Е. В чём причина надёжности японских автомобилей? Почему конкурентам не удаётся скопировать и внедрить передовые японские технологии с таким же впечатляющим успехом?
Во-первых, это уникальная японская ментальность. Дисциплина, исполнительность, трудолюбие—это ли не самое важное в работе на конвейере, где от внимания и чёткости исполнения на каждом рабочем месте зависит качество автомобиля в целом? Стремление упростить сложное и увидеть красоту в простом помогают японским изобретателям создавать простые и надёжные конструкции. Традиционная для японских корпораций «пожизненная занятость» стимулирует высокую лояльность сотрудников, рационализаторскую инициативу и трудоголизм.
Во-вторых, это ограниченные природно-энергетические ресурсы небольшого острова, вынуждающие изобретать новые технологии выживания. Именно из-за недостатка производственных и складских площадей в Японии самые совершенные системы управления производством и технологии сокращения издержек производства. Одна из самых известных—технологическая система Toyota Production System(TPS). Система позволяет компании Toyota иметь самые низкие издержки производства в мире за счёт сокращения складских помещений и доли незавершённого производства. Система TPS и глубокая унификация основных узлов позволяют компании Toyota каждые два года производить новый модельный ряд, наращивая своё лидерство при неизменно высоком качестве и надёжности автомобилей. Традиционные для небольшого перенаселённого острова малогабаритные и экономичные японские модели взорвали европейский и американские рынки, когда цена на нефть начала резко расти. Все мировые автогиганты принялись изобретать велосипед, когда японцы уже вовсю производили малолитражки.
Есть ещё одна хитрость, позволяющая японцам доминировать в технологическом плане: расширяя своё производство за рубежом, наиболее ответственные и технологичные узлы и агрегаты(двигатели, коробки передач), японцы по-прежнему производят в Японии. Поэтому цена «чистокровного японца» Toyota RAV4 на 10-15% выше цены одноклассника Honda CRV, собранного в Европе и при той же комплектации. Что поделаешь: уровень ответственности, да и уровень жизни японского сборщика превышает уровень его европейского коллеги.
Рейтинги надёжности
Интересно, что японцам нет нужды сравнивать надёжность японских и зарубежных авто: японский рынок потребляет только автомобили японских автопроизводителей. А вот американские и европейские рейтинговые организации из года в год отдают первые места в рейтинге надёжности Toyota, Honda, Mazda, Nissan, Mitsubishi, Subaru, лишь иногда отдавая первые строчки рейтинга европейским брендам. Что касается российского вторичного авторынка, то миллионы автолюбителей за Уралом пересели на праворульные японские автомобили. Особенно популярна Toyota. Высокая унификация узлов и агрегатов вершат чудеса надёжности и слагают легенды о выживаемости. По этой же причине запчасти на автомобили Toyota широко распространены и вполне доступны.
Автор: Torero