Рашен-колобашен…
– Я на машине почти не езжу ,– смеется Стругачев, когда после короткой «разминки» (иначе не скажешь) мы усаживаемся в салоне автомобиля, чтобы поговорить. – Недавно был в центре техобслуживания – масло надо было поменять и прочее. Там посмотрев на спидометр, мне сказали: «А зачем вам машина, если вы никуда не ездите? Всего двадцать три тысячи километров за четыре года!» Мне и правда некогда особо некуда ездить. Театр – в ста метрах от дома, на студию привезут, в Москву – на поезде или на самолете. Вот она и стоит у меня все время…
Стругачев начал водить всего пять лет назад, хотя права у него получены еще в 1975 г.
– Когда инспекторы ГИБДД видят дату в моем водительском удостоверении, говорят: «О, да вы – водитель со стажем!» Действительно «о-о-о-о», только я за рулем совсем недавно, а когда выехал в первый раз, было очень смешно…
Так вышло, что я оказался за рулем автомобиля уже в своем первом фильме – картине Андрея Черныха «Австрийское поле». По сюжету я играл слепого художника, который…водил машину! Правда, в этом ему помогала его любимая женщина, которая поворачивала руль, говорила «направо», «налево» и т.д. Очень трогательно. Представляете, слепой за рулем?! Я, конечно, ехал в этом фильме не сам, а на платформе, но старался изображать, что я ничего не вижу.
Старт
– Моей первой машиной была разбитая 99-я модель «Жигулей», которую мне подарили друзья. На ней и учился ездить. Впервые выехал с женой на улицу – сразу же во дворе, выезжая задом, поцарапал машину соседа; он очень сердился. Я не сидел за рулем лет 20, но отправился в самый центр города – прямо здесь и выскочил, на Фонтанку. Жена так кричала! А я не мог ни назад сдать, ни припарковаться…
– Семен, округлив глаза, показывает руками, как он крутил руль.
– Всю машину я предусмотрительно облепил наклейками «Чайник за рулем», «Водитель спит» и т.п.: чтобы все знали, с кем имеют дело. Таких матов в свой адрес я больше никогда в жизни не слышал! Только когда опускал стекло, и люди видели знакомую рожу, они замолкали, а я говорил им: «Первый раз за рулем! Простите, друзья!» «Друзья» хохотали…
Стругачев качает головой, вспоминая, как получал водительское «крещение».
– Почему-то затем я решил поехать за город, и когда мне понадобилось заправиться, никак не мог подобраться к аппарату заправки. Потом не получилось открыть бензобак и попасть в него «пистолетом». В довершение ко всему я так и поехал с «пистолетом», и меня пришлось останавливать! Нечто, а не поездка…
С первого взгляда…
Пару лет назад в газетах писали, что Volkswagen Passat Семена Стругачева разбили. Мы выясняем, как это произошло на самом деле.
– Мои рабочие погуляли немножко на даче, – рассказывает артист.
Я оставил им ключи под Новый год, а они поездили на машине и разбили ее – на пять тысяч евро. Потом «отрабатывали» эту сумму ремонтными работами: я им сочинял какую-то работу… А что оставалось делать? – грустно улыбается Стругачев.
Вообще, отношения с автомобилями у артиста складывались не всегда. Предыдущая машина тоже побывала в аварии, и он получил более серьезные повреждения.
– Я попал в аварию на Mercedes; разбился, причем сильно. После этого у меня было три операции: ключица была поломана в трех местах; меня оперировали и здесь, и в Германии. Если бы ехал на другой машине, думаю, что сейчас мы не разговаривали.
Повезло, как ни странно, потому, что я не был пристегнут. Иначе просто голову оторвало бы! В меня въехал таксист на «Волге», прямо в мою дверь. Меня даже развернуло. Это произошло в День влюбленных – 14 февраля. Любовь была с первого взгляда: «Волги» к «Мерседесу». «Поцеловались» очень сильно, и другой водитель не был виноват.
Стругачев вспоминает эту историю с явным облегчением: остаться в живых после такой аварии – действительно чудо.
– Я выехал на мигающий светофор – как мне показалось, на равнозначный перекресток. Посмотрел лишь направо, хотя всегда смотрю в обе стороны. Однако в тот раз дорогу слева мне перекрыла милицейская машина; они ехали параллельно, по Фонтанке. В общем, «Волга» въехала в мой Mercedes, да так, что я мгновенно оказался на пассажирском месте справа – моего сиденья уже не было… Я удачно отделался, но дилемма осталась: пристегиваться или нет? Как-то даже поспорил на эту тему с инспектором ГИБДД. Он остановил меня, увидев, что я без ремня еду. Говорю: «Не пристегиваюсь, потому, что однажды благодаря этому жив остался». Он мне не поверил. Непонятно: кого-то ремень безопасности спасает, а кому-то, наоборот, может навредить.
Женщины и культура Франции
Рассказывая о своих путешествиях, Стругачев не без- гордости сообщает, что ездил на машине в Ницце: «Там очень легко водить – все соблюдают правила уличного движения. Все тебя пропускают, и сам ты становишься дисциплинированным: не нарушаешь, ведь все нарушения очень дорого стоят».
Семен, как мы отметили в самом начале, похож на француза. Может, его и не останавливают поэтому, принимая за своего?
-– Ничего подобного! – уверен Стругачев. – Меня остановили, когда я как-то с пляжа уехал полуобнаженным. Франция, оказывается, – очень культурная страна! Но меня не оштрафовали. Я остановился и когда понял, что мне хотят втолковать, сразу сказал им: «Сорри, рашен-колобашен!» Помогло! Они закивали и знаками показали мне, чтобы оделся…
• Родился 10 декабря 1957 в посёлке Смидовичи Еврейской автономной области
• Всегда был хорошим артистом, но особенно популярен стал после роли Левы Соловейчика в фильме «Особенности национальной рыбалки», вышедшем в 1995 году
• Со своей супругой-актрисой познакомился, находясь на колесах во время репетиции спектакля в самарском театре, а именно передвигаясь на роликах по сцене. Вспоминает, что они подъехали друг к другу так, что его нос оказался на уровне ее декольте, после чего Семен Михайлович произнес: «Сегодня премьера, а не отметить ли ее нам?»
• Вождение автомобиля освоил в десятом классе средней школы на занятия по автоделу.
• За лето 2008 года сел за руль автомобиля десять раз.
«За милых дам!»
При упоминании о женщинах-водителях Стругачев неожиданно замирает:
-– Я не люблю женщин за рулем, – полуобиженно-полувиновато говорит он. – И не надо их защищать! Они все какие-то очень принципиальные: не пропустят, когда им «подмигиваешь»!
Мы намекаем, что дамы, возможно, неверно истолковывают его «подмигивания».
– Да уж! – соглашается артист. – Мужик, если «подмигнешь» ему, всегда пропустит. И потом, я не люблю курящих женщин, а за рулем многие почему-то курят. Сидит, курит, еще и в зеркало смотрит и по телефону говорит. Что она видит в этот момент на дороге?!
В одном из спектаклей у меня даже фраза есть на этот счет. Звучит она так: «Женщина за рулем – это как далекая звезда во Сселенной. Ты ее видишь, а она тебя – нет!»
Мечтательно произнеся приговор автолюбительницам, Стругачев вопросительно смотрит на нас. А мы просим его поделиться соображениями о следующей машине.
-–Внедорожник; наверное, тоже Volkswagen. На наших загородных дорогах надо иметь что-то повыше, чем седан. И главное: напишите в журнале, чтобы на дороге все были бдительными. И что не надо покупать права! Покупные права при аварии не помогают.
Партнеры: