Грузовой Ганновер
Об основном тренде выставки, ее «генеральной линии», обозначившей движение европейского автопрома в последние годы, мы скажем чуть позже, потому что начать хочется с чего-то особо яркого и интересного.
На любой выставке есть свой «гвоздь программы»: какой-нибудь выдающийся экспонат, самая запоминающаяся, неожиданная новинка, пусть даже не отмеченная никаким призом (их обычно раздают по «политическим» мотивам), но все равно являющаяся своего рода «фишкой» мероприятия.
Не обошелся без этого и нынешний салон в Ганновере, где такой экспонат присутствовал. И по моему собственному, и по мнению многих автожурналистов и профессионалов от автоиндустрии, «гвоздем» ганноверской выставки однозначно стал Zetros – тяжелый капотный грузовик от Mercedes-Benz. Даже с помпой выставленные флагманы Actros и его строительная модификация Actros Bau выглядели как-то обыденно на фоне этой машины.
Причиной тому, наверное, – внешний вид Zetros, иущий вразрез со всеми нынешними тенденциями автомоды. Сейчас, когда всюду, в том числе и в самом Daimler, дизайнеры старательно зализывают углы, стремясь победить сопротивление воздуха, вдруг выезжает нечто с рубленым, почти прямым квадратным капотом и внешними крыльями.
В Голливуде такой автомобиль вполне могли бы взять для съемок фильма о Второй Мировой. Нашим же, российским маркетологам и отделам продаж на отечественных автозаводах обзавестись проспектами и плакатами с Zetros просто жизненно необходимо – чтоб никто не смел пенять на родной дизайн: «Устаревший, говорите? А вот это вы видели?». Правда, почему-то пока получается так, что когда рубленое делают немцы, то выходит брутально, готично» и, в целом, круто, а когда наши – то только «рубленое», и все. Ну что ж, будем работать.
Кстати, отечественные автопроизводители в Ганновере тоже присутствовали, но как-то совершенно невыразительно и даже сиротливо. Словно мы сами стесняемся того, что производим. Вот то ли дело китайский автопром – блестит и радуется, и всем много радости и блеску по минимальной цене обещает.
Впрочем, «китайцев» в Ганновере было сравнительно немного: посверкали-попестрели кое-где – да и только; основной же костяк экспозиции составлял местный, европейский автопром. Опять-таки, не то, что у нас, где в последнее время на всех автосалонах самое меньшее половину занимают детища Поднебесной. Здесь же, хоть и не притесняя никого, рулит сама Европа.
Самые роскошные и большие стенды, конечно же, – у хозяев: немецких автопроизводителей, из которых наиболее широкую и интересную экспозицию выставил Daimler. Впрочем, не особенно отставали от него и соотечественники в лице MAN и Volkswagen. Да и остальные члены большой европейской «семерки» производителей коммерческой техники – Iveco, Scania, Volvo и Renault – тоже нашли что показать.
И больше всего европейская «G7», вся как один, стремилась продемонстрировать свою «экологичность». Каждый европейский производитель предложил что-нибудь «зеленое»: дизель с самым минимальными выбросами, конвертацию на рапсовое масло вместо солярки, «гибридную» силовую установку…
Год от года автосалоны становятся все «зеленее» и «зеленее». Это нетрудно заметить, но на нынешней выставке в Ганновере экология стала главной темой – основным трендом всей экспозиции. Европа словно одержима: «экологичность» автотранспорта преследуется везде и во всем, став в каждой бочке затычкой; она пиарится даже в косвенных вещах, прямо к делу не относящихся: выпустили, мол, новую коробку передач, что позволяет экономить горючее и снизить общее количество выбросов в атмосферу.
С коллегами-журналистами из Европы обсудить сие «буйство экологизма» оказалось решительно невозможно. Сразу понимаешь, что ты совершенно не в курсе вопроса. Тема «зеленого» автотранспорта, оказывается, насквозь политизирована, пропитана инвестициями, бизнесом, созданием предприятий, рынков сбыта их продукции, налоговыми льготами, и со стороны моих собеседников разговор практически сразу съезжал в область фамилий чиновников Европарламента, названий компаний и банков, размеров налоговых льгот.
Хотя с тем, что экологичность автотранспорта нужно улучшать, не спорил никто; правда, все добавляли – но кто за это должен платить? И тут же сами отвечали на вопрос: платить, в итоге, придется покупателю.
Однако весь фокус в том, что европейский покупатель сам хочет за это платить. Один из немецких коллег показал мне результаты проведенного их издательством Интернет-опроса на тему «если бы не было никаких законодательных и налоговых преград, то какой бы вы выбрали автомобиль – менее вредный для окружающей среды, но более дорогой, или более вредный, но дешевле?» 78.5% выбрали экологичный, пусть и подороже. Результат вызывает уважение.
Да, собственно, граждане Европы и не возмущается, когда принимают очередной закон о нормах «Еurо». Ибо все понимают, что, несмотря на разные перипетии, дело-то нужное – сохранять природу и свое здоровье. Ропщут как раз автопроизводители, но они, как показал Ганновер, уже готовы и к Еurо-6.