Сама безмятежность
Volvo XC60 достаточно нетривиален для консервативного шведского бренда, однако из рамок устоявшегося стиля компании не выходит. Взять хотя бы L-видные задние фонари или «плечи» в виде ступеньки под окнами и вдоль крыльев.
В то же время, XC60 удивительно гармоничен и целостен; дизайнерам удалось наделить кроссовер, который короче XС70 и ниже XC90, пропорциями полноценного внедорожного автомобиля. По фотографиям практически невозможно угадать истинные размеры «шестидесятого» – если только не поставить рядом с ним другой автомобиль.
Старания дизайнеров Volvo видны и в салоне. Плоская «парящая» центральная консоль развернута к водителю. Пульт управления климатом выполнен в виде силуэта сидящего человека: нажмешь на «голову» – отопитель задует вверх, ткнешь пальцем на «ноги» – воздух начнет поступать из нижних диффузоров.
Руль внушительных размеров отделан деревом и усыпан кнопками: выглядит стильно, хотя менее крупную «баранку» вращать намного удобнее. Водительское кресло – мягкое и комфортное: именно то, что надо в долгих поездках. Ради улучшения обзорности боковые стойки лобового стекла намного тоньше, чем у других моделей. Чтобы это обстоятельство негативно не отразилось на безопасности, их изготовили из сверхвысокопрочной стали. В итоге явных эргономических недостатков нет, а из неявных – недостаточная боковая поддержка передних сидений и узкий скользкий подлокотник на двери.
Под капотом тестируемого XC60 находится дизельный двигатель D5 – 2.4 л, 5 цилиндров, 20 клапанов, 185 лошадиных сил идущий в паре с автоматической коробкой передач. Кстати, только с этим мотором может агрегатироваться механическая КПП. Только вряд ли нужна она здесь… Тем более что динамика – не то преимущество, ради которого стоит обратить внимание на D5. Равно как и акустический комфорт: на высоких оборотах дизельный двигатель Volvo достаточно «звонок». Так что, за тишиной и адреналином – это к бензиновому Т6 (3.0 л, 285 л. с.).
Но и у дизеля есть свои преимущества. Одно из них – экономичность: в городском цикле мотор требует почти вдвое меньше солярки, чем его визави – бензина. К тому же, несмотря на вышесказанное, дизельный агрегат отнюдь не делает автомобиль «инвалидом».
Двигатель D5 тяговит и, в разумной степени, быстр: 9.9 с до 100 км/ч. Это на 2.5 с хуже показателя Т6, но для динамичной городской езды, пожалуй, вполне достаточно. Более того: D5 имеет большую грузоподъемность (+100 кг), выделяет на треть меньше выбросов СО2 и практически не уступает в максимальной скорости (200 против 210 км/ч у Т6).
Volvo XC60 – практически настоящий внедорожник (слово «практически» употреблено для того чтобы владельцы автомобилей с раздаточными трансмиссиями, блокировками и лебедками несильно тревожились: в болото «швед» не полезет. По крайней мере, добровольно). С его 230 мм дорожного просвета не страшно съезжать с асфальта. Кстати, это самый высокий показатель во всем сегменте компактных премиум-кроссоверов (200 мм – Audi Q5, 210 мм – Mercedes-Benz GLK, 201 мм – BMW X3, 210 мм – Land Rover Freelander, 150 мм – Infiniti EX). Впрочем, такой результат высок не только для премиум- и компакт-классов.
Со вспомогательной электроникой можно чувствовать себя защищенным даже за пределами ровного асфальтового покрытия. В активе XC60 есть электронная система контроля полного привода, а также система предотвращения опрокидывания RSC. Первая постоянно отслеживает контакт шин с дорогой и перераспределяет момент в пользу колес с лучшим сцеплением. Вторая отслеживает опасность опрокидывания и притормаживает одно или несколько колес: для восстановления устойчивости автомобиля.
Удовольствие от вождения? Пожалуй, нет, если обычно вы испытываете наслаждение от остроты рулевого управления, быстрых откликов на педали газа и устойчивости в поворотах. Достоинства Volvo XC60 – в противоположном. Мягкий ход, плавные старты и торможения; подвеска непоколебимо переносит кузов с неровности на неровность, не вызывая колебания кузова. А главное преимущество «шестидесятого» – если верить стереотипам, оно традиционно для Volvo, – изобилие систем безопасности. В XC60 их не просто много, а безумно много.
От 0 до 30 км/ч за XC60 следит система City Safety, которая контролирует дистанцию до находящихся впереди объектов. Если водитель отвлекся и не замечает опасного сближения с другим автомобилем или с каким-либо препятствием, лазерная технология автоматически активизирует тормоза и останавливает кроссовер в 10-15 см от объекта.
Начиная с 30 км/ч водитель XC60 может воспользоваться адаптивным круиз-контролем, который автоматически держит установленную скорость и дистанцию до автомобилей спереди. По необходимости, система сама тормозит или, наоборот, ускоряет автомобиль.
При скоростях более 65 км/ч включается функция предупреждения об уходе с занимаемой полосы движения. Данная функция использует цифровую видеокамеру для обнаружения линий дорожной разметки и помогает следить за положением автомобиля на дороге. Если он уходит с занимаемой полосы движения, система извещает об этом звуковым сигналом. При намеренном пересечении линии дорожной разметки с включением указателей поворота она не активируется. Надо сказать, это более комфортный вариант, чем «вибромассаж» кресла, который использует в аналогичной системе Citroen…
Название «функция предупреждения об опасности столкновения и автоматического торможения» говорит само за себя. Установленный за передней решеткой радарный датчик и видеокамера за лобовым стеклом постоянно определяют дистанцию до движущегося впереди автомобиля в пределах 150 м. Если этот автомобиль внезапно тормозит (или стоит), и система обнаруживает опасность столкновения, она предупреждает водителя расположенным на стекле красным индикатором и звуковым сигналом. Эта технология также повышает давление в тормозной системе для ее подготовки к экстренной остановке, уменьшая время реакции водителя.
Мониторинг поведения водителя – это технология для движения по шоссе, включающая тогда, когда внимание водителя ослабевает. Система, используя сигналы цифровой видеокамеры для вычисления направления, дороги и данные о вращении рулевого колеса, способна вычислить ошибочные действия, отличающиеся от обычного стиля вождения. Если компьютер обнаруживает, что водитель теряет контроль над автомобилем, активируется звуковой сигнал, а на приборной панели отображается сообщение, предлагающее ему срочно отдохнуть.
Кроме упомянутых выше систем, за спокойствие и безмятежность водителя Volvo XC60 отвечают система мониторинга «мертвых зон», активные биксеноновые фары, стоп-сигналы с особым режимом работы при экстренном торможении, система, блокирующая входящие телефонные звонки в экстренной для водителя ситуации, а также несколько других устройств, отвечающих за своевременность и надежность остановки.
Иными словами, шведы внедрили системы контроля практически всюду, где чрезвычайная ситуация (она же – человеческий фактор) могла спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Не исключено, что в списке ближайших разработок окажется функция автопилотирования – пока это единственное, чего еще не умеют Volvo.
Становится ли автомобиль более скучным вместе с ростом имеющихся в нем систем безопасности? Определенно. Но разве можно упрекать Rolls-Royce Phantom в том, что он – слишком дорогой? Роскошь не может быть доступной. А безопасность вождения не может допустить приток возбуждающих тактильно-вестибулярных ощущений в мозг того, от кого целиком и полностью зависит эта самая безопасность. Пока зависит…