Багажники: грузим на крышу
1. Из каких элементов состоит багажник?
Основными несущими частями багажника являются перекладины-поперечины и стойки-опоры с крепежными устройствами. Кроме этого, в систему багажника входят различные навесные приспособления для крепления и перевозки грузов и спортинвентаря.
2. Багажник можно ставить только на крышу?
Самый распространенный вариант – это, конечно, установка именно на крышу. Но есть и специальные багажники, которые навешиваются на заднюю дверь универсала, хэтчбека, внедорожника или мини-вэна. Такие системы, предназначенные для перевозки велосипедов, виндсерфа и пр., сейчас становятся все популярнее – они достаточно удобны и выглядят стильно.
Есть «задний» вариант и для седанов: подобный «верхнему», но поменьше размерами багажник ставится на крышку багажного отсека.
Наконец, получил распространение и задний багажник-«площадка», который ставится на фаркоп либо крепится на его место.
3. Как багажник крепится к кузову?
Существуют несколько систем, зависящих от конструкции самого автомобиля. Наиболее распространенный сейчас вариант крепежа – установка багажника в штатные «лючки» на крыше (они есть почти на всех иномарках). В большом ходу система с релингами – продольными опорами, на которые ставятся поперечины. Их можно закрепить и в штатных лючках либо привернуть саморезами к кузову.
Для тех автомобилей, где лючков в крыше нет, разработана система крепления «под дверь», в которой опора цепляется за проем. Такое крепление используют и на «задних» багажниках, которые навешиваются на дверь.
Для внедорожников предлагается еще один вариант – крепление багажника на кронштейн запасного колеса. Для ВАЗ (кроме 2110 и 2112), ГАЗ, УАЗ и ИЖ, а также ряда старых иномарок применяют крепление за желоб водостока над дверями.
4. Смогут ли посторонние снять багажник и украсть его?
У нас могут все! Впрочем, производители сейчас выпускают модели, где крепеж опоры к кузову или релингу запирается на ключ. Но, в целом, сохранность багажника зависит от качества установленной на автомобиль сигнализации.
5. Какие существуют навесные приспособления для багажников?
Из числа «универсальных» можно назвать «настил»: сплошной или с промежутками «пол», который ставится на поперечины. Предназначен он для перевозки различных аморфных грузов в мешках (удобрений, цемента, одежды и пр.), а также вещей, размеры которых меньше расстояния между поперечинами. Есть варианты «корзин» – тот же «настил», только с бортами.
Часто вместе с «настилом» и «корзиной» в комплекте идут различные эластичные сетки и прорезиненные тенты, предназначенные для фиксации и укрывания груза.
Целое море разливанное представляет собой ассортимент специальных креплений для спортинвентаря – велосипедов, досок для серфинга, лыж, байдарок и пр. Вариаций и конструкций тут, наверное, не меньше, чем самих производителей спортснарядов. Впрочем, пользоваться специальными креплениями весьма удобно – все быстро, просто и надежно.
Кроме того, немало специализированных багажников предназначены для перевозки велосипедов или байдарок, у которых крепления составляют с несущей частью единое целое и не снимаются. Есть монолитные конструкции и с «корзинами». Но сейчас такой багажник уместен только на внедорожнике в стиле «жесткий трофи», а на цивильных седанах это выглядит диковато.
Как отдельный класс навесного можно выделить багажные боксы – обтекаемые пластиковые футляры. По вариантам тут тоже целый рог изобилия: есть побольше и поменьше, потолще и потоньше, различных цветов, с верхней крышкой на петлях или съемной. Начали появляться и «боксы» для установки на заднюю дверь.
Актуально: везем велосипед |
6. Багажник можно поставить на любой автомобиль?
В принципе, да. Как говорилось выше, сейчас есть варианты крепежа под любую конструкцию кузова. В целом, к каждой модели автомобиля всегда можно подобрать, как минимум, одну, а чаще всего – несколько моделей багажников.
Среди багажников наиболее универсальными оказываются обычные «верхние», которые ставят на крышу. У многих моделей поперечины регулируются по ширине, и нужно только выбрать «свою» систему крепления.
7. Какая система лучше – с релингами или без них?
Неоспоримые плюсы системы с релингами (продольными опорами) заключается в том, что они дают возможность регулировать расстояние между поперечинами, сдвигая и раздвигая их по мере надобности, а также ставить не две, а три или даже четыре поперечины. Это позволяет перевозить более короткие грузы и обходиться без навесного «настила» или «корзины».
Минусы релингов – в практической нотке, которую они привносят в имидж автомобиля. Не каждому они подойдут. На универсалах, мини-вэнах и внедорожниках релинги – почти всегда «в тему», на пятидверных хэтчбеках – «фифти-фифти», а вот на трехдверках и седанах они, скорее всего, будут выглядеть неэстетично и неуместно.
К тому же, если релинги ставить не в лючки, а на саморезы, нужно дырявить кузов. Ножом по сердцу…
8. В чем достоинства и недостатки бокса?
Это жесткий футляр. С одной стороны, это обеспечивает наилучшую сохранность груза от всякой непогоды, физических повреждений (например, о ветки на лесных дорогах), а также от воровства, поскольку боксы запираются на ключ, и можно ненадолго оставить машину без присмотра.
Очень приятен бокс при отъезде: когда уже ничего не хочется укладывать – побросал вещи, закрыл крышку и поехал. Не забудем и про такие достоинства бокса, как наилучшая аэродинамика, отчего он почти не шумит на скорости.
Важна и эстетическая составляющая: подобранный в цвет кузова блестящий обтекаемый футляр оставляет лучшее впечатление, чем бесформенная куча под брезентом.
С другой стороны, если что-то не влезает в бокс по габаритам, то запихать это «что-то» уже никак не получится. В этом смысле удобнее оказываются боксы со съемной верхней крышкой, которую можно убирать.
А еще бокс довольно проблематично хранить. Хорошо, если есть гараж или сарай; если же нет, то в городской квартире сей элегантный аксессуар превращается в жутко огромный, гробоподобный ящик, который некуда поставить.
9. Какой багажник лучше: на крышу или «задний»?
Багажник на крыше однозначно увеличивает габариты авто по высоте, отчего больше шумит и охотнее цепляется в лесу за ветки. Зато его площадь больше, что позволяет везти, соответственно, больше груза.
Выбор моделей верхних багажников гораздо шире. Задний багажник меньше шумит и лучше «дружит» с ветками, но он удлиняет свес и может сильно нагружать заднюю часть машины. Кроме того, если задний багажник закрывает штатные фонари, то потребуется ставить дополнительные, а значит, делать к ним проводку.
10. Можно ли поставить сразу два багажника – и верхний, и задний?
Так делают, например, многие путешественники на внедорожниках. Но следует помнить о грузоподъемности машины.
11. Какой максимальный по массе груз можно перевозить на багажнике?
Прежде всего, масса груза не должна превышать разницу между допустимой полной массой автомобиля и его снаряженной массой. Эти данные можно посмотреть в инструкции к автомобилю или в интернете. В той же инструкции к автомобилю производитель указывает параметр максимально допустимой массы, которую можно перевозить на крыше, куда входит и вес самого багажника. Кроме того, и в инструкции к багажнику всегда указывается максимальный груз, который на нем можно везти.
12. Каковы максимально возможные габариты груза?
По длине груз не должен выступать сзади за габариты автомобиля более чем на 2 м и не должен быть шире 2.55 м. При этом, если груз выступает более чем на 1 м по длине, а по ширине – на 0.4 м от габаритного огня, он должен быть обозначен опознавательными знаками «крупногабаритный груз».
Общая высота автомобиля с грузом не должна превышать 4 м от поверхности проезжей части.
13. Какие грузы запрещено перевозить?
Нельзя перевозить грузы, ограничивающие обзор, затрудняющие управление, закрывающие внешние световые приборы и регистрационные номера. Также груз не должен создавать шум, пылить и загрязнять дорогу.
Не вполне ясен выглядит вопрос с перевозкой взрывоопасных и горючих материалов, к которым относятся и канистры с бензином, и «дачные» газовые баллоны. По ПДД, их нужно перевозить в соответствии со специальными правилами, получив предварительно разрешение на провоз. Само собой, никто этого не делает: все просто ставят и везут, да и инспекторы к одной-двум канистрам или баллонам не придираются.
Но если на крыше – целая АЗС, то могут тормознуть. В любом случае, стоит помнить, что при перевозке канистры бензина или баллона, если он, не дай бог, загорится или взорвется в случае ДТП, сложности со страховой компанией возникнут гарантированно.
14. Есть ли специальные требования к креплению груза?
На этот счет в ПДД говорится лишь следующее: «Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.» Надежность фиксации груза лежит целиком на совести самого автовладельца, который за это несет полную ответственность.
Единственное исключение – поломка багажника или фирменного крепления. Если экспертиза установит, что она произошла по вине завода-изготовителя, то он должен будет компенсировать весь причиненный по этой причине ущерб.
Так же рекомендуем почитать: Берем на буксир: 16 вопросов о прицепах для легковых автомобилей