По мелочи. Часть 2. Царапины и сколы на кузове: устраняем сами
В нашем первом материале «По мелочи» мы обозначили тему ремонта небольших локальных повреждений кузова, пробежавшись так сказать, по «клавиатуре моментов» проблемы. Материал вызвал живой интерес, и мы решили еще больше раскрыть тему, как устранить все эти сколы, царапины, трещины и прочую неприятную мелочевку. И главное – сделать это своими силами.
В самом деле: ведь автосервис со всеми его малярами от нас никуда не денется – так почему бы не попробовать сначала решить проблему самому?! Тем более что во многих случаях это дает вполне приемлемый результат.
Начнем с того, что борьба со сколами и царапинами преследует две цели: восстановление внешнего вида и предотвращение коррозии. Ржавчина очень любит открытый металл и на месте повреждения довольно быстро возникает характерный коричневый «жучок» или «дорожка» с бахромкой облупляющейся краски.
В поисках кляксы
Однако одинаково эффективно остановить коррозию и вернуть эстетику получается далеко не всегда и часто нужно сделать выбор, на что больше сделать упор.
Вот типичный случай: скол от удара камня или глубокая царапина от «пойманной» проволоки или жесткой ветки, когда открылся металл кузова или слой грунтовой краски. Для наилучшего предотвращения коррозии здесь область повреждения нужно зашкуривать с заходом на неповрежденную краску, а затем окрашивать обработанное место. Однако эстетически такой ремонт выглядит очень плохо: вместо маленькой точки или черточки, о которой, может быть, знали только вы, образуется явственно различимое пятно, видное всем и каждому. Даже если машина имеет «простой» белый или черный цвет, при взгляде под углом место ремонта все равно будет заметно, поскольку новая краска будет иначе преломлять свет. С современными цветами тонких оригинальных оттенков и металликами все еще хуже – получится просто уродливая клякса. Даже в профессиональных малярных сервисах порой очень долго бьются, чтоб попасть «в тон», делают несколько пробных выкрасок и расколеровку на соседние элементы, выравнивая оттенки и преломления света у старой и новой краски.
Поэтому вариант с зашкуриванием царапины для самостоятельного ремонта приемлем разве что в случае, если повреждение находится в малозаметном месте – например, на пороге, в самом низу крыла и т.п.
Карандашный вариант
«Эстетическим» вариантом выступает ремонт глубокой царапины с помощью красящего «карандаша», который можно купить в любом хорошем магазине автотоваров по цене в районе от 150 до 350 рублей. Пользоваться им очень легко. Сначала очищаем повреждение мягкой губкой и неагрессивным растворителем, спиртом, да хоть салфеткой для протирки мониторов, даем просохнуть. А затем «карандашом», как обычным фломастером проводим по царапине или ставим точку на скол, стараясь не заходить на «родную» краску. Следы ремонта, конечно, будут видны, однако во многих случаях небольшая черточка или точка того же цвета гораздо меньше бросается в глаза, чем скол или царапина, особенно на автомобилях темной окраски.
Для стандартных цветов проблем с подбором «карандаша» быть не должно – производители автокосметики и красок стараются вовсю. Но в любом случае перед покупкой обязательно стоит сравнить цвет карандаша «вживую», попросив продавца сделать на чем-нибудь пробный мазок (хоть на листе бумаги). Правда для современных «тонких» оттенков можно и не найти подходящего по цвету «карандаша». Стоит ли использовать «близкий по цвету» «карандаш» – нужно смотреть непосредственно по месту. В некоторых случаях разница в оттенках будет некритична, но может быть и наоборот – станет сильно бросаться в глаза.
Как вариант: можно съездить на станцию, где делают аппаратную колеровку по цифровому коду цвета и заказать там банку краски 100% своего оттенка. Но возьмут за это порядка 1000 рублей, а то и больше. Хотя, может, и многовато, для того, чтоб поставить точку на место скола…
Впрочем, всегда остается универсальный вариант «быстроремонта», подходящий вообще для всех и вся – закрашивание глубокой царапины или скола бесцветным стойким лаком, пригодным для нанесения на металлические и окрашенные поверхности. Важно только чтобы лак не растворял краску – иначе края «потекут» и получится уродливое пятно с разводами. Также можно купить бесцветный лаковый «карандаш». Прядок действий все тот же: очищаем-обезжириваем царапину, а затем наносим на место, где открыт металл. Если у вас лак в аэрозольном баллоне – можно отделить повреждение плотной бумагой – и распылять.
Кстати, на автомобилях в окраске «металлик», продранных до металла (пардон за каламбур) заливка скола или царапины бесцветным лаком либо «карандашом» оказывается наиболее незаметным «быстроремонтом».
В следующих материалах мы отдельно остановимся на полировке, но сейчас, для полноты картины, заметим – что после всех «подкрасок» поврежденное место нужно обрабатывать полиролью.
Не навреди
Отдельно стоит сказать насчет вмятин. Не пытайтесь самостоятельно выправить их – это задача не для быстрого простого ремонта. И если, например, в автомобиль попал камень, оставив ямку со сколом в центре, то «лечите» только скол или царапину, не пытаясь выправить металл. Ибо не получится: металл не «поставить на место», поскольку он уже вытянут и здесь без шпатлевки не обойтись. Пытаясь выправить вмятину вы, скорее всего, получите «шишку» с облупленной краской, которую своими силами уже ничем не замаскировать.
Важное замечание. Прежде чем, что либо красить на автомобиле – сначала потренируйтесь на каких-нибудь ненужных металлических предметах или поверхностях, особенно если вы это делаете впервые. Посмотрите как ведет себя краска, как растекается, как ложится, как сохнет. Начиная работы на автомобиле, всегда имейте под рукой салфетку с растворителем и сухую салфетку для удаления наносимой краски, в случае если вдруг сразу не получится или что-то пойдет не так. В целом, в деле самостоятельного ремонта царапин и сколов, разумно придерживаться принципа «не навреди» и прежде чем что-то подкрашивать тщательно все продумать и взвесить – как это делать и что в итоге получиться.
Впрочем, не нужно и бояться что-то делать, и если есть желание – тогда вперед!
Запасной выход
Тем более, что в запасе всегда есть варианты для исправления ошибок – аэрография и аппликация.
Стоит заметить, что для сложных тонких цветов, аэрография оказывается гораздо дешевле профессиональной окраски на станции. За изображение какого-нибудь жука на месте скола или змейки по царапине возьмут в районе 1000 – 3000 рублей, в малярке же, со всеми выкрасками, расколеровками, обязательным демонтажом и отдельной окраской элемента, ремонт выйдет в сумму в 15-20 раз большую.
При этом, планируя маскировать повреждение аэрографией, можно подготовку сделать самому, сэкономив пару-тройку тысяч. Самостоятельно зашкурить, зашпаклевать вмятину (если нужно) и закрасить грунтовкой и затем ехать на студию наносить рисунок.
Буквально в копейки обойдется аппликация. Тут можно купить готовые наклейки «кляксы», «следы» и т.п., а можно вырезать или подобрать что-то свое особенное. Главное только, чтобы пленка была на полиэтиленовой водостойкой основе (не бумажная) и не клеить на грязь – обязательно очистить и обезжирить повреждение.
Перед тем как приклеить «намертво» сначала приложить и прикинуть – как смотрится. Правда, аппликацией хорошо маскировать разве что маленький скол или короткий продир – со вкусом подобранная наклейка-«фенечка» выглядит вполне себе эстетично. Но для маскировки длинных (от 10 см и более) царапин аппликация не очень-то хороша – это будет выглядеть чужеродно и вообще маргинально. Тут лучше потратиться на «благородную» аэрографию.
P.S. Продолжение следует: в будущих материалах мы рассмотрим ремонт повреждений стекол, фар, бамперов и обвеса, а также поговорим о полиролях и пастах.