Ты – агрегат, Yamaha!..
На международной арене ямаховская новинка известна не только своими рекордными характеристиками, но и тем, что стала лауреатом престижной премии за инновации (Innovation Award) Национальной ассоциации судостроителей США (US NMMA). Спустя два года после получения награды мотор дебютировал в России, и, благодаря компании Yamaha Motor CIS, организовавшей тест-драйв для прессы, мы оказались среди первых, кому довелось испытать новый движок в деле.
Четырехтактный F350 имеет V-образный блок цилиндров (всего их – восемь) с углом развала 60. Выпускной коллектор и компенсационные камеры располагаются внутри блока, а не снаружи, что позволило сделать 5 330-кубовый мотор довольно-таки компактным. При беглом знакомстве с техническими характеристиками двигателя поначалу несколько удивляет значение мощности: 350 л. с. Сами по себе эти цифры впечатляют, но с 5.3 л рабочего объема, кажется, можно было бы «выжать» и побольше: с ямаховским-то опытом конструирования мотоциклетных движков! Однако, как говорится, не мощностью единой!
F350 разрабатывался для работы на самых тяжелых судах из тех, что рассчитаны на установку подвесных моторов. Здесь важна не столько мощность, сколько тяговые характеристики. Благодаря использованию фирменной системы регулировки фаз газораспределения (VCT) мотористам Yamaha удалось значительно повысить крутящий момент на низких и средних оборотах (2 000 – 3 500 об/мин).
В итоге F350 выдает на 45% больше тяги, нежели 250-сильные моторы, что обеспечивает большим катерам ускоренный выход на глиссирование. При этом невысокая удельная мощность в подобных условиях является не недостатком, а достоинством: «многолитражный» двигатель испытывает меньшую нагрузку по сравнению с форсированным мотором меньшего рабочего объема.
В качестве «агрегатоносителя» для теста нового двигателя ямаховцы предоставили новый большой круизный катер Yamarin 80 Day Cruiser (DC), разработанный компанией Konekesko Marine – давним партнером Yamaha – специально для эксплуатации с мотором F350A. В паре с «тристапятидесятым» катер способен развить максимальную скорость в 52 узла (около 96 км/ч).
Осознание того, что под рычагом газа скрыт табун в 350 «лошадей», и ты управляешь ими, как говорится, легким движением руки, вызывает некоторый трепет. С другой стороны, не скрою: приятно почувствовать себя состоятельным бизнесменом, наслаждающимся водными пейзажами Подмосковья за штурвалом собственного катера.
С первых же секунд возникает ощущение, что управляешь чем-то большим и солидным, как твой бизнес. Газ – до упора вперед, и «80-й» Day Cruiser быстро, но плавно и с достоинством разгоняется; причем с неожиданно значительным дифферентом на корму. Наконец, становится виден горизонт (а не только задранный нос катера), и DC, под басовитый рокот «350-го» мотора, выходит на крейсерскую скорость.
Даже на высоких оборотах F350A не давит на уши. Это не шум, а именно звук: приятный баритон, характерный для моторов V8. Что ни говори, а звучание движков – конек Yamaha!
Управлять довольно-таки тяжелым круизным катером оказывается легко и приятно. На поворот штурвала 80 DC реагирует с охотой, причем сам штурвал вращается с некоторым усилием, что, несомненно, хорошо: даже с непривычки нет опасности «перекрутить» рулевое колесо и заложить излишне крутой вираж.
Главное – не сбросить резко газ в повороте. Мы не проверяли, но знающие люди говорят, что в таком случае есть опасность едва ли не 90-градусного крена! Все-таки 5,3-литровый подвесной мотор – конструкция, нелегкая даже для большого «крузера»…
Зато мореходные качества «80-го» DC весьма и весьма высоки. Волны, расходящиеся от проходящих судов, катер буквально разрезает. С большим трудом и только в определенном режиме движения опытным коллегам удалось поймать волну, на которой 80 DC почти полностью оторвал днище от воды.
…Когда солнце начало клониться к горизонту, а тест-драйв, в свою очередь, – подходить к концу, я поймал себя на мысли, что с сожалением схожу на пирс. И втайне завидую тем, кто каждое лето будет спускать на воду собственный 80 Day Cruiser с новым F350A. Ощущения, которые дают этот катер с этим мотором, хочется испытывать снова и снова...
Подвесной мотор Yamaha F350A
Технические характеристики
(данные производителя)
Тип двигателя | 4-тактный |
Количество и расположение цилиндров | 8, V-образно |
Рабочий объем, куб. см | 5 330 |
Мощность, л. с. | 350 |
Максимальная частота вращения, об/мин | 5 500 |
Топливная система | электронный впрыск |
Система впуска | 2 верхних распределительных вала |
Система смазки | с мокрым картером |
Масса без винта, кг | 365 |