Европротокол: не датчик, а шильдик
Кто-то может возразить, что подводить итоги рановато, что еще и года не прошло, но что-то подсказывает: европротокол как не работал, так в своем нынешнем состоянии и не заработает. Со дня введения сей замечательной «цивилизованной схемы» и до настоящего времени, число воспользовавшихся «европротоколом» оказалось ничтожно – даже в крупных компаниях это практически единичные случаи, которые можно исчислять по пальцам.
Главная причина повального неприятия отечественными автовладельцами «европейской схемы» лежит на поверхности, а именно в изменениях, внесенных в Федеральный Закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вступивших в действие с 1 марта 2009 г. Пункт 10 ст. 11 гласит, что «В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников милиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 25 тысяч рублей.»
Даже на момент выработки этой суммы, размер которой, по разным сведениям тщательно обсуждался и всячески согласовывался со страховыми компаниями и Российским союзом автостраховщиков (РСА), даже тогда он выглядел экстремально мало, в реалиях же сегодняшнего дня – это фактически заградительная сумма.
Однозначно от «европротокола» отрезаны владельцы иномарок младше 3-х лет, находящихся на гарантии у дилера. Даже для бюджетной модели, получившей стандартный «набор-минимум» повреждений a la «бампер-фара-крыло» с учетом стоимости работ на дилерской СТО по замене-установке-рихтовке и цен на оригинальные детали, суммы в 25 тысяч рублей оказывается недостаточно.
При этом, «европротокол» как бы предполагает, что автовладелец знает цены на все запчасти для своей машины. В действительности же, это не так – для иномарки прикинуть даже примерную калькуляцию всех видимых повреждений на месте аварии способны очень немногие.
Важным моментом является и то, что очень сложно, а практически невозможно на месте аварии оценить весь объем полученных автомобилем повреждений. Например, те же царапины на колесном диске могут означать удар в колесо с повреждениями элементов подвески, что означает значительно более дорогой ремонт, нежели просто восстановление или замена диска. Подобных скрытых повреждений, которые могут «всплыть» уже при осмотре на станции, опасаются все автовладельцы – и предпочитают вызывать ГИБДД.
При этом, даже возможные судебные иски к страховым компаниям о взыскании дополнительных возмещений за тот же обнаружившийся скрытый ущерб, отсекаются п.11 ст.11, в котором прямо говорится, что «Потерпевший, получивший страховую выплату на основании пунктов 8-10 настоящей статьи (т.е. – по «европротоколу»), не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу в результате такого дорожно-транспортного происшествия.»
Еще момент: для того, чтобы можно было воспользоваться «европротоколом», ни у кого из двух участников ДТП не должно быть страховки «полного» КАСКО без франшизы или с таковой, но небольшой – меньшей предполагаемой суммы ущерба. Ибо применить «европротокол» возможно только по взаимному согласию сторон, однако владелец «полного» полиса КАСКО по условиям своего договора обязан оформлять ДТП «официально»,.с привлечением на место сотрудников ГИБДД.
Таким образом, аудитория «европротокола» – это не застрахованные по КАСКО владельцы подержанных отечественных авто или недорогих иномарок от 3-х лет и старше, попавшие в «легкое» ДТП, полностью согласные со степенью вины друг-друга, и при этом являющиеся достаточно технически подкованными, чтобы оценить размер ущерба.
Но даже и здесь «европротокол» вызывает отторжение: люди не очень хорошо понимают и не знают как самим, без инспектора ГИБДД, правильно оформить документы, и просто боятся что-то упустить или напутать, за что потом можно лишиться страхового возмещения.
Итого, мы получили мертвый законодательный продукт, неработоспособный и не востребованный. Как обычно, при «сopy-paste» из Европы в Россию повредились основные файлы, пересадка не удалась, зеленая берлинская яблонька по дороге сильно пообтрепалась и не хочет плодоносить в московском лесопарке. Впрочем, кто листья общипывал и файлы ломал – тоже хорошо известно. Понятно, конечно, что почва у нас не европейская и желающих надуть и обхитрить на российских просторах водится куда больше. Однако ж, и бесконечное апеллирование к страховому мошенничеству тоже не должно продолжаться бесконечно.