Про Шины. Немного об экономичных покрышках
- В рекламных буклетах производителей шин, постоянно попадаются фразы вроде «отличаются экономичностью», «снижается расход топлива», иногда даже приводятся цифры. Но что именно, какие параметры определяют эту самую «топливную экономичность» шин?
- В теории вопрос выглядит так. При прочих равных условиях (масса, скорость, траектория движения автомобиля, внешняя среда) эта самую «топливную экономичность шин» определяет т.н. их «сопротивление качению» - чем меньше его величина, тем шины «легче катятся», и тем, соответственно, меньше расходуется горючего.
На уровне конструкции шины ее «сопротивление качению» задается целым рядом параметров. Основную роль здесь играют характеристики упругости материалов шины – и у беговой части протектора и у боковин. Каждая шина в рабочем состоянии имеет т.н. «пятно контакта с дорогой» - область беговой части протектора, которая из округлой приобретает плоскую форму, соприкасаясь с покрытием. В движении эта область деформации постоянно с большой скоростью перемещается по окружности шины. И, говоря упрощенно, насколько «легко», с наименьшими потерями на преодоление внутренних деформаций, материалы шины позволяют перемещаться пятну контакта и зависит сопротивление качению.
Свою лепту вносят и сцепные свойства протектора – беговая часть должна не только хорошо «удерживать» в плоскости касания, но и при перемещении пятна контакта легко выходить из зацепления с покрытием.
Продвигаясь ближе к практике, можно отметить пару моментов.
Так, среди шин одного внешнего диаметра, большее сопротивление качению, и соответственно, большую «прожорливость» будут иметь более широкие шины. Ибо теоретически, при прочих равных условиях, чем меньше пятно контакта шины с дорогой – тем легче она катится.
Спортивные модели шин, предназначенные для езды на высоких скоростях, способствуют большему расходу топлива, что связано с особенностями состава резины, нацеленной на «прилипание» к дороге.
И, наконец, главное – давление в шинах. С точки зрения практики – это основной момент, определяющий «прожорливость» покрышек. Даже небольшое падение давление ниже предписываемого производителями автомобилей и шин, непродуктивно увеличивает пятно контакта при этом изменяются общие упругие свойства шины и она значительно хуже катится. И именно снижение давления в шинах и приводит к повышенному расходу горючего.