Автомобили России: пять лучших отечественных легковушек
Москвич-408 (1964-1976)
Этот автомобиль явился настоящей дизайнерской инновацией – это одна из первых машин, чей кузов в передней части получил т.н. «понтонную» форму – крылья и капот в едином объеме (без выделенных округлых выступающих крыльев), фары интегрированные в решетку радиатора. Подобная конструкция кузова используется повсеместно (за исключением всего нескольких моделей ) и по сей день, и будет, видимо, в ходу еще долго.
Разумеется, подобные проекты в свое время представил и Запад, но Москвич-408 выступил одним из первых, где была показана современная нам форма кузова и здесь отечественный легковой автопром, пожалуй, впервые выступил не в роли догоняющего, а в передовом отряде.
Москвич-408 активно экспортировался в Западную Европу и Скандинавию, где пользовался популярностью как недорогой и современный по конструкции автомобиль.
И еще: «потомок» «408-го», «Москвич-412» стал победителем ралли «Моне-Карло» (своего рода «Париж-Дакар» того времени), что стало единственной крупной победой отечественных легковушек в автогонках такого уровня.
ГАЗ-М20 «Победа» (1946-1958)
«Танк во фраке» - так назвали в Великобритании почти случайно попавшее на остров детище автопрома СССР. Автомобиль отличался если не передовой конструкцией, то высочайшей добротностью, за что и находил ценителей в Европе.
Правда, поторговать как следует «Победой» не успели – на смену ей пришла новая модель, затмившая ее по популярности.
ГАЗ-21 «Волга» (1956-1970)
Об этом у нас автомобиле сложены легенды, написаны книги. Но запомнилась машина и за рубежом. Полученная в 1958 г. золотая медаль на выставке в Брюсселе, где в составе советской экспозиции была показана и «Волга» - награда заслуженная по праву. Надежная, комфортная, красивая и при этом недорогая – вот, что предлагал автомобиль европейцу, не отягощенному политическими принципами, лишними деньгами и амбициями.
Кстати, ГАЗ-21 «Волга» стал одним из первых автомобилей, на которых устанавливались ремни безопасности – не у нас, правда, а в Скандинавии, где фирма-экспортер подхватила инновацию «Вольво» и живо применила ее к «русской машине».
УАЗ-469/3151 (1972- н.в.)
Сколько натовских биноклей наблюдало за этой машиной – не сосчитать! Впрочем, не только пассажирами в военной форме был знаменит автомобиль. Концепция УАЗ была достаточно интересной – маленький утилитарный внедорожник, неприхотливый и, как и все советское, недорогой. Что ценили и в Азии и в Латинской Америке, куда поставлялся «уазик».
ВАЗ-2121 «Нива» (1977- н.в.)
Пожалуй, последний, вплоть до сего времени, настоящий мировой прорыв, концептуальная инновация отечественного автопрома. С «Нивой» мы были первыми, кто предложил такой форм-фактор – маленький «цивильный» внедорожник, который в городе вписывался в поток легковушек, не выглядя как «техника с полей», а на полях вел себя именно так, показывая уверенную «внедорожную» проходимость.
Деревенские жители всей Европы и Скандинавии очень неплохо покупали эту машину – недорого, достаточно комфортно, практично. Кто любит кино, наверняка замечал, что во многих французских и итальянских фильмах 80-х годов, где действие происходит в сельской местности, нередко можно встретить в кадре «вездеходную» «Ладу» - наш вазовский автомобиль. А настоящим бестселлером автомобиль стал в... Японии! К слову, в стране Восходящего Солнца до сих пор есть клубы любителей «Нивы».