Разное-интересное

Что гарантирует Гарантия? - вспомним Права потребителя

Что гарантирует Гарантия? - вспомним Права потребителя

Первую статью можно прочитать здесь, вторую - здесь


- Часто потребители заблуждаются относительно реальных условий гарантийного обслуживания покупаемого автомобиля, что влечет за собой необоснованную трату времени обоих из сторон (продавцов и покупателей). Абсолютное большинство споров по поводу качества автомобилей разрешается в претензионном порядке (путем переговоров), так как длительность и затратность судебных процессов порой превышают цену претензии. До суда доходят лишь случаи, когда покупатель требует возврата всей суммы, уплаченной за автомобиль.

Какие права покупателя нового автомобиля предусмотрены действующим законодательством, каким образом они могут быть реализованы на практике, и что делать, если приобретенный автомобиль сломался не по вашей вине?

Прежде всего, важно учитывать, что автомобиль - это технически сложный товар, а это в свою очередь влечет определенные особенности при реализации прав потребителя. Если приобретенный вами автомобиль сломался, прежде всего необходимо установить - произошла указанная поломка в рамках гарантийного срока или за его пределами.

Что гарантирует Гарантия? - вспомним Права потребителя

При приобретении автомобиля по общим правилам вы вправе предъявить претензию в связи с его плохим качеством в пределах установленного гарантийного срока. В случае, если гарантийные сроки, установленные продавцом и заводом-изготовителем, различаются, действует более длительный срок. Отсутствие гарантийного срока на автомобиль или его истечение еще не являются основанием для отсутствия у вас права на предъявление претензии продавцу (изготовителю) в связи с ненадлежащим качеством товара.

Единственным условием такого обращения к продавцу является обязанность потребителя самостоятельно доказать, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, т.е., заявляя такие требования, вы должны представить доказательства, подтверждающие возникновение таких недостатков до передачи вам товара или по причинам, от вас не зависящим. К числу таких доказательств можно отнести акты осмотра (заключения) сервисных центров, технических служб, экспертных учреждений и другие подобные документы.

Итак, если вы убедились, что у вас есть основания для предъявления претензий продавцу (изготовителю) и отведенное законом или договором время для этого не истекло, необходимо определиться, какие именно требования вы вправе предъявить продавцу (изготовителю).

Согласно статье 18 Закона «О защите прав потребителей», в отношении автомобиля в случае обнаружения в нем недостатков вы вправе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление третьим лицом. Требовать полного возврата уплаченной суммы либо предъявить требование о замене на автомобиль этой же марки или на такой же автомобиль другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены вы вправе только в течение пятнадцати дней со дня передачи вам автомобиля. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Также вы вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Что гарантирует Гарантия? - вспомним Права потребителя

В отношении автомобилей действуют определенные ограничения по реализации потребителем своих прав на выбор определенного требования, предъявляемого к продавцу. Фактически, если вы обнаружили какой-либо недостаток в автомобиле, то требовать от продавца сразу же возврата денег или другой новый автомобиль вы не вправе. Такое право возникает у вас только в случае, если обнаруженный недостаток в автомобиле будет существенным.

Существенным недостатком товара признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Поломка автомобиля может быть однозначно отнесена к существенным недостаткам, как, например, в случае, если ранее уже проводился ремонт, но поломка повторилась или вышел из строя агрегат, который не подлежит ремонту, а его замена достаточно дорогостоящая по отношению к общей стоимости автомобиля и т.п. Чаще всего между потребителем и продавцом возникает спор, поскольку по мнению потребителя данная поломка является существенным недостатком товара, препятствующим его нормальной эксплуатации, по мнению же продавца, данный недостаток может быть устранен.

Все возникающие у вас претензии по качеству автомобиля, по поводу которых возникают споры, необходимо предъявлять только в письменном виде. В случае, если вами предъявлена претензия, связанная с ненадлежащим качеством товара, то следующим этапом должно явиться проведение проверки качества товара.

Что гарантирует Гарантия? - вспомним Права потребителя

Продавец (изготовитель) обязан принять товар ненадлежащего качества. Если потребитель настаивает на том, что им был приобретен товар ненадлежащего качества и предъявляет указанный товар продавцу (изготовителю), то законных оснований для отказа в принятии указанного товара у продавца (изготовителя) не имеется.

Однако, возлагая на продавца (изготовителя) обязанность принять товар ненадлежащего качества, законодатель, с другой стороны, предоставляет продавцу (изготовителю) право в случае необходимости провести проверку качества. При этом законодатель не определяет понятие "случай необходимости", что фактически дает право продавцу (изготовителю) проводить проверку качества, при наличии на это его желания. Проверка может производиться как самим продавцом, так и по его инициативе сторонней специализированной организацией. Если в результате экспертизы будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), вы будете обязаны возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку автомобиля.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Как правило, при обращении в суд по такой категории дел судом прежде всего назначается судебная экспертиза, на разрешение которой ставятся вопросы, касающиеся причин возникновения недостатка (по вине изготовителя или возникшие в результате неправильной эксплуатации автомобиля и т.п.): насколько такой недостаток позволяет или не позволяет дальнейшую эксплуатацию транспортного средства, возможен ли ремонт и др. На основании проведенной экспертизы и заключения эксперта суд дает оценку, можно ли счесть выявленный недостаток существенным и принудить продавца расторгнуть договор.

Таким образом, при обращении к продавцу (изготовителю) с претензиями вы должны решить, какой именно результат вас устроит в данной ситуации. Законодательство о защите прав потребителей предоставило именно вам право и возможность выбора одного из требований в связи с ненадлежащим качеством товара. И от того, насколько грамотно вы воспользуетесь предоставленными вам правами, будет зависеть качество и быстрота разрешения сложившейся ситуации.

Что гарантирует Гарантия? - вспомним Права потребителя



Партнеры: