Электромобилизация на марше
Будущее глазами Mercedes
На прошедшем в середине июня в Северной столице «Петербургском экономическом форуме» Mercedes-Benz показал в России A-class E-CELL – новый городской электромобиль для семейного использования – и разработанную для него компанией Siemens зарядную станцию. «Здесь вы видите будущее автомобиля!» – заявил представлявший новинку глава ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» Юрген Зауэр.
Если судить исключительно по техническим характеристикам новой модели, – в это охотно верится. Во-первых, A-class E-CELL обладает неплохими тяговыми характеристиками. Пиковая мощность электромотора достигает 70 кВт, что в переводе на более привычные единицы измерения эквивалентно 95 л. с. Максимальный крутящий момент составляет 290 Нм. Запас хода на полном заряде – свыше 200 км.
Во-вторых, в отличие от электромобилей прежних поколений (да и многих современных – тоже), «электрический» A-class лишен каких бы то ни было ограничений по объему багажника, запасу пространства в салоне или возможностям его трансформации. Это стало возможным за счет размещения аккумуляторных батарей внутри многослойного пола машины. Кроме того, подобное решение позволило снизить центр тяжести электромобиля, улучшить его развесовку и, как следствие, управляемость.
«Электромобилизация»: прогнозы и перспективы
Впрочем, утверждать, что в лице нового A-class E-CELL мы наконец-то получили полноценную альтернативу городским семейным авто с традиционными ДВС, пока преждевременно. Прежде всего, потому что электромобили (и мерседесовская новинка – естественно, не исключение) пока что очень дороги по сравнению с машинами, работающими на бензине и «солярке».
Именно поэтому объемы выпуска того же «электрического» А-класса пока весьма и весьма невелики: всего на заводе в городе Расштатт будет построено 500 таких машин, которые поступят на условиях лизинга к избранным клиентам Mercedes в Германии, Франции и Нидерландах.
Тот факт, что массового распространения электромобилей не произойдет, по крайней мере, в течение ближайшего десятилетия, признают даже сами разработчики подобной техники. По данным, озвученным г-ном Зауэром, к 2020 году на электротяге во всем мире будут ездить 10-15% новых автомобилей. И ограничивает распространение электромобилей на данный момент не только их дороговизна.
Подобные машины требуют соответствующей инфраструктуры, и речь идет не только о зарядных станциях (или «электрических заправках»). Как отметил президент компании Siemens в России и Центральной Азии доктор Дитрих Мёллер, необходимо также развивать энергосети, поскольку на них ляжет дополнительная нагрузка. По словам д-ра Мёллера, в год одному электромобилю для подзарядки требуется столько же электроэнергии, сколько потребляет за тот же период целая семья из трех человек. Весьма остро встает также вопрос о поставках электроэнергии, так как ее потребление растет во всем мире и без всяких электромобилей.
Очевидно, что все это должны понимать и автопроизводители. И если понимают – почему тогда упорно твердят, что за электромобилями будущее, и продолжают их разрабатывать? Как рассказал президент российского подразделения Mercedes, к этому их вынуждают принятые в западных странах экологические нормы, согласно которым производители обязаны в ближайшей перспективе переходить на модели с нулевым выбросом вредных веществ в атмосферу.
В компании же Mercedes, по словам Юргена Зауэра, решили параллельно разрабатывать и выпускать как электромобили, так и автомобили на топливных элементах. «Мы развиваем обе эти технологии, так как пока нет полной ясности, за какой из них в перспективе окажется будущее автомобилестроения. Mercedes – единственная компания, тратящая огромные средства на НИОКР в обоих направлениях», – заявил Юрген Зауэр.
Электромобили в России: есть ли перспективы?
Оба упомянутых выше эксперта выразили уверенность, в том, что рано или поздно «электромобилизация» коснется и России. Однако в числе лидеров по распространению машин на электротяге нашей страны не будет еще очень долго. И дело не только в том, что для российского массового покупателя такие авто непомерно дороги.
В РФ нет ни необходимой инфраструктуры, ни принятых в большинстве развитых стран налоговых и других льгот и субсидий для владельцев электромобилей. Есть и чисто технические моменты, ограничивающие возможность эксплуатации у нас машин с электромоторами. Один из главных – падение емкости аккумуляторных батарей при низких температурах. Д-р Мёллер не дал корреспонденту прямого ответа на вопрос о том, как эта проблема будет решаться в ближайшем будущем, сказав лишь, что пока есть только технологии подогрева аккумуляторов.
По мнению же г-на Зауэра, массовому распространению электромобилей в России мешает и такой фактор, как относительно низкие (опять же – если сравнивать с развитыми странами) цены на бензин. Из-за этого экономия на топливе у нас не столь значительна, как в той же Западной Европе.
В общем, несмотря на то, что некоторые производители либо уже продают у нас электромобили (как Mitsubishi), либо выражают такое желание (как, например, Renault или китайская JAC), машины на электротяге в обозримом будущем останутся в России игрушками для богатых.
Эксплуатация электромобиля: цена вопроса
• 4 000 кВт электроэнергии необходимо одному электромобилю в год для периодической подзарядки аккумуляторных батарей, что равносильно годовому потреблению одной семьи.
• 8 евро стоит на данный момент в Германии полная зарядка аккумулятора электромобиля (учитывая текущую стоимость электроэнергии). В России, по нынешним ценам, она составляла бы 3,5 – 4 евро.
• 1 000 евро в месяц составляют в Германии месячные выплаты при приобретении электромобиля в лизинг.
• 50% достигает разница в стоимости владения A-class E-CELL по сравнению с его же бензиновой версией, если принимать во внимание только затраты на топливо.