Ралли имени Volkswagen
Кто не мечтал оказаться за рулём настоящего ралликара и принять участие хотя бы в одном из этапов World Rally Championship? Думаю, что почти все! И хотя этот вид автогонок уступает по масштабу и известности Формуле-1, по накалу страстей и эффектности, возможно, даже превосходит королевские гонки. А имена чемпионов мира WRC известны ничуть не меньше имён чемпионов F1!
Я никогда не бывал на ралли «Белые ночи» в Карелии. Не присутствовал и на финском этапе WRC – Neste Rally Finland. Такой жизненный пробел нужно восполнять. И когда от компании Нева-Автоком (официального дилера Volkswagen) в редакцию поступило предложение поучаствовать в штурманском ралли, отказываться было невозможно!
Получившее уже статус традиционного, «Штурманское ралли Фольксваген» на этот раз было проложено по дорогам Ломоносовского района Ленинградской области. А старт и финиш организован на территории Туутари-парка – горнолыжной базы отдыха.
В ралли мощные спорткары лихо носятся по гравийным и асфальтовым дорогам на предельных скоростях, но от одного до другого этапа, участники добираются на тех же гоночных автомобилях по дорогам общего пользования, соблюдая все правила дорожного движения. Причем, добраться им нужно за строго определённое время, проехав все контрольные точки. Именно «спокойную» часть мирового первенства организаторы «Штурманского ралли Фольксваген» взяли за основу. И как видно из названия, главную роль в экипаже играет человек, расположившийся справа от пилота. Именно от штурмана зависит правильное прочтение стенограммы (дорожной книги или легенды), расчёт тактики движения, скорости прохождения контрольных точек и засечки времени.
Итак, 30 июля 2011 на старт собралось 35 экипажей, поделённых на четыре группы: абсолютный зачёт (А), семейный (С), женский (Л) и медиа (М). Участников объединяло только одно – роль «боевых» болидов исполняли личные автомобили исключительно марки Фольксваген. Причем, мощность двигателя и скоростные характеристики, собравшихся на стартовой площадке Туарегов, Пассатов, Транспортеров и Гольфов почти всех поколений, не имели абсолютно никакого значения. Главное – не заблудиться и прийти в строго определённое для каждого участника время!
Нашему экипажу организаторы выделили новенький Polo Sedan с мотором 1.6 и «автоматом», получившим стартовый номер «27» и ласковое прозвище «Половичок».
Пройдя регистрацию и получив дорожную книгу за 1,5 часа до старта, мы со штурманом отправились изучать все нюансы раллийной трассы. Два спецучастка: первый протяжённостью 46,63 км нужно было проехать строго за 80,00 минут, второй – 83,86 км за 123,00 минуты. Округление до сотых здесь неспроста: точность в метрах и секундах – главный залог успеха в штурманском ралли.
Чем ближе подходило время нашего старта, тем больше накапливалось волнение. Ведь стартовый контрольный участок первого этапа представлял собой «змейку», которую нужно было пройти по определенной траектории, как можно быстрее, не сбив ни одного конуса.
В 12.00 старт первого экипажа. В строго определённые для нас 12.16 подъезжаем на первый контроль времени, отмеченный в нашем листе. Пять, четыре, три, два, один – газ! Не успев опомниться от волнения и всего происходящего, пролетев в виражах 13 фишек, через 38 секунд подлетаем на «финиш в базе» - так называется остановка на линии между передними и задними колёсами. «Вроде ничего не сбили…». Делаем отметку на втором контроле времени, отмашка, старт!
Наш чёрный Поло уносит нас на основной маршрут первого этапа штурманского ралли. Теперь вся ответственность перекладывается на моего напарника. Стенограмма, размеченная подсказками и расстояниями, два секундомера и даже калькулятор для расчёта средней скорости движения находятся во внимании моего штурмана. Моё внимание сосредоточено на одометре, отсчитывающем засечённый пробег.
«Через 550 метров поворот направо через рельсы», дальше 2,24 км прямо, держи не более 55 км/ч». Раллийная атмосфера выдерживается очень явно, хоть слова моего попутчика содержательно и отличаются от настоящих штурманов, а мои действия – от действий раллийных пилотов.
В итоге, проехав на одном дыхании сорок с лишним километров первого этапа через три пункта контроля времени, мы выехали на финишную прямую, на которой нас ждала ещё одна скоростная «змейка». В 13.36, ровно через час двадцать минут – финиш! Первый спецучасток пройден. Итог: 256 штрафных баллов и седьмое место в общем зачёте.
Разбираясь во время обеда в своих ошибках, мы выяснили причину наших штрафов. Она оказалось банальной – невнимательность. «Внутри» первого этапа был участок с отдельным контролем времени, который мы должны были проехать ровно за 6 минут 50 секунд. Мы его проморгали и приехали слишком рано.
Второй спецучасток, стартовавший в 15.46, был вдвое больше по протяжённости. Он начался, как и первый, уже знакомым скоростным объездом фишек. Далее, учитывая предыдущую ошибку, мы заранее обозначили «внутренний» временной участок. Но пройти его точно всё равно не смогли – в этот раз подвела техника! Сделав засечку на контрольном пункте вторым секундомером, через 5 минут мы обнаружили, что наш таймер обнулился! Расстроившись, мы провели приблизительные расчёты нашего времени прибытия, и поехали, можно сказать, «на глаз», ориентируясь только по показаниям основного секундомера. Итог второго спецучастка: 135 штрафных баллов.
В начале седьмого часа вечера гонка закончилась. До финиша без особых происшествий добрались все 35 стартовавших автомобилей «Штурманского ралли Фольксваген». Собравшиеся около судейского штаба в Туутари-парке, участники гонки в нетерпении ожидали общих результатов, обмениваясь предположениями и наперебой рассказывая о своих впечатлениях. Через сорок минут появился итоговый листок.
Экипаж автомобильного портала Kolesa.ru, заработав в общей сложности 391 штрафное очко, среди представителей СМИ в номинации «Медиа» занял призовое третье место, а в общем зачёте, обогнав 31 экипаж – обидное четвёртое, уступив подиумное место коллегам из журнала «За рулём».
Но призовые места – это далеко не самое важное! Главное – это та непередаваемая атмосфера положительных эмоций и командного духа, царивших на раллийной трассе. Особенно это чувствовалось среди семейных экипажей: наблюдать, как на финише отцу семейства помогает менять пробитое колесо супруга и дети со скоростью, уступающей только механикам Формулы-1, ещё то удовольствие!
А что же третий участник нашего экипажа?
Черный Polo Sedan №27 показал себя молодцом, пройдя всю трассу без проблем. И хотя в надёжности немецкого автомобиля, прошедшего в общей сложности всего 1000 километров, мы не сомневались, отвалившаяся потолочная консоль с датчиками объема штатной сигнализации напомнила о калужской сборке.
Особенно хорошо «Половичок» проявил себя на «змейках». Имея небольшие габариты, хорошую обзорность и отличную манёвренность, компактный Фольксваген легко вписывался в пространства между фишками, давая фору своим крупногабаритным братьям в лице Туарегов, Пассатов и особенно Транспортеров. Единственное, что немного смущало, это слишком «городские» настройки «ватного» усилителя рулевого управления, явно рассчитанного на маневрирование в условиях тесных парковок, а не на скоростное прохождение спецучастков.
А вот достаточно жесткая подвеска, со стуком проходящая рельсы и стыки асфальтового полотна, на разбитых областных трассах и, особенно, грунтовках показала себя неплохо. Вся дорожная рябь на скорости около 60 км/ч глоталась Поло без малейших колебаний. На отдельных участках ралли помогал преодолевать лёгкие препятствия и хороший дорожный просвет черного седана.
Не порадовал только 6-ти ступенчатый «автомат», который в обычном режиме неторопливо реагировал на действия педалью газа. Переключение рычага в режим «Спорт» выявило лишь ещё один недостаток Поло – неважную шумоизоляцию. «Выкрученный» в красную зону тахометра двигатель, заглушал всё, включая шум от покрышек Кама, штатно устанавливаемых на автомобиль.
Однако, если вернуться с раллийной трассы на дороги общего пользования, Поло в трёхобъёмном кузове выглядит очень привлекательной покупкой, особенно с механической коробкой передач. Просторный, с огромным багажником и в тоже время небольшой по габаритам, Поло Седан остаётся истинным Фольксвагеном в ездовых повадках и продуманном интерьере. Лишь недорогие материалы отделки да мелкие огрехи в эргономике будут напоминать о бюджетном происхождении этого автомобиля.