Из пепла: SAAB 9-4X
Интригующий расклад: классический шведский бренд вернулся в Европу и принадлежит теперь голландской Spyker Cars N.V.
Вместе с тем, SAAB Automobile не утрачивает связи с General Motors, и очередной продукт тесного сотрудничества с американским гигантом готовится к премьере на международной автовыставке в Лос-Анжелесе. Там на стенде SAAB объявится новый «переходник» (crossover) - под обозначением 9-4X. Известно, что под скандинавской маркой в свет выйдет по сути «закамуфлированный» Cadillac SRX II. А если присмотреться внимательней?Характер нордический
Внешне 9-4X нисколько не похож на «родственный» Cadillac (хотя колесная база миллиметр в миллиметр); искусство дизайна. Натуральный SAAB – и до боли напоминает прототип 9-4X BioPower, обнародованный на NAIAS 2008 в Детройте. Новый SAAB заметно крупнее, чем Lexus RX350, с которым ему предстоит конкурировать в богатом сегменте люкс-«переходников» - и в Северной Америке, и в Европе. У габаритного 2-объемного «шведа» строгий, суровый облик: передок с «ледяными» (ice block) светоблоками, скрытые стойки лобового стекла (и центральные тоже), козырек «спойлера» над задним стеклом. И огромные колеса стильного дизайна, сквозь спицы которых видны мощные тормозные диски.
Неуловимые, но вместе с тем такие узнаваемые - «саабовские» - черты. А массивные бамперы и защитный обвес по низу кузова недвусмысленно намекают на «вседорожные» возможности автомобиля. Характер, видимо, нордический… А вот аэродинамика у «переходника» посредственная: коэффициент сопротивления воздуха – 0,38. При немалой лобовой площади аэродинамический фактор, судя по всему, не самый благоприятный. Скажется на расходе горючего – и шум набегающего воздуха даст на скорости о себе знать.
Новый SAAB 9-4X – сугубо 5-местный автомобиль. Никакого 3-го ряда сидений, зато пассажиры не стеснены ни в чем. Водитель располагается в самом фокусе «кокпита»: ни дать, ни взять- пилотская кабина реактивного лайнера. Авиастроительные корни SAAB Automobile… Многофункциональная «баранка» обтянута натуральной кожей, сиденье передвигается электросервомеханизмами (в «штате») по 8 направлениям. Плюс сервомеханизмы регулирования педального узла – уже за доплату. И конечно же, кнопка пуска двигателя на центральной консоли между передними сиденьями – в незыблемых традициях марки. Вместимость багажного отсека - 825 л (EPA), а при складывании сидений 2-го ряда (раздельно) погрузочное пространство увеличивается до 1735 л. Предусмотрено, между прочим, дистанционное управление задней «калиткой» - с сервомеханизмами (опция).
Оформлен и отделан просторный интерьер «переходника» по первому разряду. Так, в исполнении 9-4X передняя панель декорирована вставками под древесный шпон. А у роскошного Aero – углепластиками.За доплату - обивка сидений натуральной кожей Информационно-развлекательное и комфортное оснащение тоже на уровне: если в базе стерео-система на 7 динамиков, то в списке опций – hi-end «музыка» Bose 5.1 surround (10 динамиков). Гарнитура Bluetooth в «штате», а опционная навигация с 8-дюймовым монитором сенсорным управлением дает обзор «с высоты птичьего полета». Для водителя и переднего пассажира предусмотрен 2-зональный «климат-контроль» - и отдельно для 2-го ряда сидений. Длинный перечень…
Агрегаты и узлы нового «переходника» собраны на несущей структуре, которая проектировалась как жесткий «каркас безопасности», надежно защищающий водителя и пассажиров. Плюс обширные зоны «программируемой деформации»: непробиваемая защита вылилась в немалый вес автомобиля. В пакете «пассивной» безопасности также многочисленные «подушки» и «занавески», передние пояса с преднатяжителями и ограничителями усилия и другие средства защиты. Теперь дело за испытаниями «на удар» - прежде всего по американским методикам NHTSA и IIHS. А также по EuroNCAP, где модели шведского бренда обычно выступают наилучшим образом. Видимо, «СААБ 9-4Х» тоже не даст маху.
Под скандинавской внешностью
Как и Cadillac SRX II, новый SAAB создан на связке двух GM-овских платформ: Theta Premium (Chevrolet Equinox II) и Epsilon (Buick LaCrosse). Типовая архитектура: силовой агрегат спереди поперечно, ведущие колеса, по умолчанию, передние. Хотя предусмотрены также и полноприводные исполнения.
В свет 9-4X выходит с двумя двигателями General Motors – вариантами V-образной «шестерки» HFV6 (Holden Alloytec) на бензине. Цельноалюминиевая 24-клапанная конструкция: при диаметре цилиндров и ходе поршней 89 x 80,3 мм рабочий объем бескомпрессорного LF1 равен 2997 миллилитрам. Двигатель работает с непосредственным впрыском топлива в камеры сгорания и со степенью сжатия 11,7 развивает 265 л.с. при высоких 6900 мин-1. А «шестерка» LP9 Turbo оснащена турбокомпрессором с двойной «улиткой» (промежуточное охлаждение нагнетаемого воздуха). При том же диаметре цилиндров, что и у LF1, ход поршней сокращен до 74,8 мм, а литраж – до 2792 «кубиков». С впрыском бензина во впускные каналы и степенью сжатия 9,5 двигатель выдает до 300 сил при 5500 мин-1, наибольший крутящий момент – 400 Нм. «Шестерки» стыкуются с 6-скоростными гидромеханическими АКПП – в вариантах. То есть, для бескомпрессорной LF1 полагается Hydra-Matic 6T70, тогда как LP9 Turbo комплектуется «автоматом» Aisin Warner AF40.
Привод либо на передние колеса (с бескомпрессорной «шестеркой»), либо полный XWD: автоматическое подключение задней оси посредством муфты Haldex. Межосевого дифференциала у 9-4X нет, а значит, тяга по осям распределяется в переменном соотношении – в зависимости от степени зажима многодискового сцепления. Обычная схема. А особенность трансмиссии 9-4X в том, что она доукомплектована хитроумным задним дифференциалом eLSD, который перераспределяет крутящий момент по колесам – слева направо. Или наоборот; такие устройства применяют в современных легковушках все шире. На борту «сааба» чуть не 2 десятка датчиков (скорости, ускорения – продольного и бокового, угла поворота и темпа вращения «баранки» и т.п.), и электроника активно регулирует муфту Haldex и вектор тяги на задней оси. Не дожидаясь проскальзывания колес, – в упреждающем порядке. Видимо, такая трансмиссия заметно улучшает управляемость автомобиля; испытания покажут.
И ходовая у 9-4X в точности как у «кадиллака» SRX II: спереди McPherson, сзади на двойных поперечных рычагах («пространственная» схема). Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. А крутой 9-4X Aero комплектуется вдобавок электроникой DriveSense, регулирующей жесткость амортизаторов в реальном времени – по условиям движения. Система Sachs – как у «родственного» SRX II. Резина размером 235/65R монтируется на 18-дюймовые легкосплавные обода, причем для 9-4X Aero положены покрышки 235/55R на колесах диаметром аж 20 дюймов. Рулевой механизм «шестерня-рейка», само собой, оснащен сервогидроусилителем, «баранка» делает 2,85 оборота от упора до упора. У массивного «сааба» мощные тормоза с вентилируемыми дисками диаметром 345 мм (спереди) и 315 мм (сзади). В «штате» ABS, ESP и все такое прочее. «Активная» техника безопасности.
Длина 5-дверного «переходника» - 4828 мм, ширина – 1905, высота – 1679; колесная база – 2807 мм, колея 1626/1618 мм. Снаряженный вес у «сааба» порядочный: переднеприводный 9-4X тянет от 2010 кг, полноприводный – от 2120 кг (при «развесовке» по осям - 57/43%). Увесистый автомобиль. Тем не менее, динамика у него неплохая: с бескомпрессорной «шестеркой» LF1 переднеприводный 9-4X способен разогнаться с места до 100 км/ч за 9 сек. ровно. С мощным двигателем LP9 Turbo разгон, естественно, быстрее, хотя и не намного – на какие-то 0,7 сек. Сказывается лишний вес трансмиссии 4WD. Объявленная максимальная скорость 9-4X – 210 км/ч, тогда как «потолок» для 9-4X Aero - 230 км/ч. Сведений насчет расхода бензина пока нет, но иллюзий насчет топливной экономичности массивного «переходника» питать не стОит. Позже ожидается версия с турбодизелем, и тогда у 9-4X появятся реальные шансы на европейском рынке.
SAAB Automobile возрождается из пепла и выводит на рынок одну интересную модель за другой. Бороться и искать... Сборка нового «сааба» организуется на заводе General Motors … в городе Ramos Arizpe, Мексика. Своеобразная география у скандинавского «переходника». У североамериканских дилеров «СААБ 9-4Х» появится к лету, а позже придет и в Европу. И в нашей стране такому автомобилю тоже найдется место – жаль, лишь в малом числе.
Точка зрения. Необычный поворот: прежде модели других марок (Opel, Pontiac) иной раз декорировались под GM-овский люкс-бренд – из прозрачных соображений. А теперь натуральный Cadillac прикидывается «саабом»… Любопытно, а в цене SAAB превзойдет «кадиллака»? Или как?