Хорошо забытое старое: МТМ «Мишка»
В середине 50-х советские люди напевали незамысловатую песенку: «Мишка, Мишка, где твоя улыбка, полная задора и огня?» Минули какие-то 55 лет, и прежний мотив опять витает в воздухе…
Не кто-нибудь, а экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов (между прочим, учредитель ОАО «Мишка-Тула-Москва») выступает с проектом «народного автомобиля» – под привлекательным именем «Мишка». Неотразимый символ московской олимпиады 1980…«Мишка» так мишка; неувядающей идее уже где-то 14 лет. Новое, как хорошо забытое старое. Так в чем же состоял замысел конца прошлого века? И в чем секрет его притягательности для российских автомобилестроителей сегодня? Надо разобраться.
Просто и скромно
К середине 90-х стало ясно, что микролитражная легковушка «Ока» пережила свой век. По сути японская модель K-car-класса начала 80-х, она и в 1988 выглядела крайне неуместно в реалиях нашей страны. А за 6-7 лет выпуска состарилась настолько, что стала прямо-таки выпадать из транспортного потока. Не говоря уже о вместимости, комфорте и безопасности. Открылась вакансия…
Тут-то и подоспели энтузиасты из московского АСМ-холдинга с проектом «народного автомобиля» (индекс АСМ-1128) – как конкурента для «Оки». И в чем же виделись коренные отличия «Мишки» от устаревшей микролитражки? Прежде всего – в ключевых измерениях. Так, если габаритная длина новой модели прибавляла на 10 см, то колесная база (главный размер легкового автомобиля) «растягивалась» на все 12 см. То есть, полезное внутреннее пространство значительно увеличивалась – в пользу пассажиров. «Мишка» также на целые 13 см шире «Оки»; не жмет в плечах. А кроме того, у модели АСМ-холдинга заметно выше линия крыши; потолок на голову не ложится.
Иначе говоря, проект «Мишка» означал решительный разрыв с крайне нелепой (в российской действительности) идеей японского K-car-класса – с переходом к более-менее нормальным габаритам. Вместе с тем, малолитражный автомобиль оставался переднеприводным 3-дверным «хэтчбеком» откровенно утилитарных «коробчатых» очертаний. Короткие свесы – передний и задний, минимум декоративных деталей… По внешнему облику примерно та же «Ока» - разве что слегка масштабированная. И еще «Мишка» напоминает двухобъемник Soul от корейской Kia; неожиданная параллель.
Перспективный «Мишка» позиционировался как 4-местный автомобиль, и в салоне действительно размещались четверых взрослых - без тесноты и обиды. Во всяком случае гораздо свободней, чем в миниатюрной «Оке». При полной посадке по местам багажный отсек мелковат, но если сложить задние сиденья, образуется порядочное погрузочное пространство. Гибкая вариабельность. Оформление и отделка интерьера без всяких претензий: недорогие пластики, тканевая обивка сидений. Небогато. Впрочем, тут возможны варианты – «афтермаркет» и т.п.
Информационно-развлекательное и комфортное оснащение «Мишки» в общем никакое. Примерно как у «Таврии» ЗаЗ-1102: стерео-радио с парой динамиков – как платная опция. В «штате», само собой, отопитель с вентиляцией салона – по климату. И никаких элктростеклоподъемников, - не говоря уже о кондиционировании воздуха… Техника безопасности у «Мишки» сводится к 3-точечным поясам спереди. Ни «подушек», ни «шторок»… А главное, архитектура автомобиля с несущим каркасом вряд ли позволит надежно защитить водителя и пассажиров при столкновении. К сожалению.
Проект АСМ-холдинга не ограничивался 3-дверным «хэтчбеком» (который почему-то называли «универсалом»). Предусматривались варианты – вроде малого развозного фургона. Плюс миниатюрный 2-дверный «пикап» - с кузовком позади 2-местной кабины. Реальный выбор. Как теперь насчет «пикапа», неясно; в проекте ОАО «Мишка-Тула-Москва» во главу угла ставится 4-местный «хэтчбек». При наличии комлектующих (отдельный разговор), сборку простоватой малолитражки не так уж сложно организовать в самых разных регионах – ближе к потенциальным покупателям. И как сообщается, за такого «Мишку» запросят меньше 200 тыс. руб. Звучит заманчиво, - разумеется, если качество исполнения и сборки не подведет. Звучит, хотя вписаться в такие ценовые рамки по жизни ох как трудно…
Чисто конкретно. В основу «Мишки» заложен «пространственный» несущий каркас из стальных труб прямоугольного сечения и профилей. На сварной каркас навешиваются кузовные панели из пластиков; подходящая для малосерийного выпуска технология. Получается что-то вроде легендарного ГДР-овского «Трабанта». А что, теперь стало ясно, сколь незаурядный автомобиль делали в немецком городе Цвикау…
Силовой агрегат для «Мишки» предполагался гораздо шибче, чем у «Оки». «Линейка» двигателей состояла, по проекту, из украинских 8-клапанников МеМЗ-245, МеМЗ-301 и МеМЗ-307 рабочим объемом 1,1, 1,2 и 1,3 л. На бензине, а также на сжатом природном газе. Максимальная мощность – от 55 до 70 л.с. (версия со впрыском бензина во впускные каналы – вместо обычного карбюратора) где-то при 5250 мин-1. Наибольший крутящий момент – от 78 до 108 Нм. «Четверки» намечалось стыковать с ручной 5-ступенчатой КПП – заимствование в сборе от славной «Таврии» ЗаЗ-1102. А об автоматической коробке передач речь не шла.
Ходовая у Мишки» в общем и целом (доработанная) от «Оки»: спереди стойки McPherson, сзади подвеска на сопряженных продольных рычагах. Винтовые пружины, спереди поперечный стабилизатор. Рулевой механизм «шестерня-рейка» (никаких сервоусилителей), тормоза спереди дисковые, сзади барабанные. Насчет ABS (и тем более ESC) неясно. Вряд ли…
Длина «Мишки» в варианте «хэтчбек» - 3300 мм, ширина – 1550, высота – 1560; колесная база – 2300 мм, колея - 1350/1320 мм. Снаряженный вес с 1,1-литровым двигателем – от 730 кг; «Мишка» задуман не только исключительно компактным, но и легким. Динамика умеренная: объявленная максимальная скорость «хэтчбека» с 55-сильным МеМЗ-245 - 120 км/ч. Тогда как с мощным МеМЗ-307 – все 150 км/ч. Сведений о времени разгона нет – как и о расходе горючего. Хотя и так понятно, что мини-автомобиль малого веса экономичен по топливу. Серьезное достоинство.
Точка зрения. На первый взгляд, pourquoi бы и не pas? Замечательный шахматист вправе продвигать тот замысел, какой он считает заслуживающим внимания, - на свой страх и риск. Но если всерьез, то непонятно, зачем огород городить? СтОит ли реанимировать проект, который и в конце прошлого века не выглядел особенно прогрессивным? Налаживать выпуск простоватого автомобильчика едва ли дешевле того, что уже имеется на отечественном рынке…
Не говоря уже о безопасности: ясно, что «Мишка» не сможет соответствовать даже самым скромным требованиям. Не та архитектура. И вообще – с «кустарной» технологией производства в XXI в.? Не разумнее ли возобновить выпуск славной «Таврии», которая как-никак проектировалась квалифицированными профессионалами советских времен? Ведь после 2007, возможно, сохранилась технологическая документация, кое-что из оборудования и оснастки. Основательно доработать, модернизировать – и на конвейер. А «Мишка» при масштабах выпуска в 10-12 тыс. автомобилей в год все равно не сделает погоду на российском рынке. Платежеспособный спрос у нас велик и разнообразен.
Фото АСМ-холдинг, НАМИ, ЗаЗ.