Один за всех
Снежный человек, попавший в город, но готовый в случае необходимости справиться и с лесными условиями. Непонятное создание, доказательства существования которого без устали ищут энтузиасты. Тот самый универсальный автомобиль, чье существование не доказано, но к которому стремятся все автопроизводители?
O tempora! O mores!
А времена и нравы нынче такие, что кроссовер не может не прийтись ко двору. Бум на этот тип кузова начался еще несколько лет назад и совершенно не намерен уступать первенство другим тенденциям. Похоже, именно кроссовер стал квинтэссенцией универсальности, а не универсал, пусть даже и повышенной проходимости. А что, куда как удобно: тут тебе и универсал с большим багажником, и салон, где разместится вся семья и собаки в придачу, и клиренс для городских препятствий подходящий, и посадка высокая, и в меру компактные габариты для парковки в условиях тесных улиц, и по цене не джип, и даже привод бывает полным!
Но совершенство недостижимо – к счастью. Иначе все бы ездили на одинаково-совершенных универсальных машинах. Тем не менее, кроссоверам удалось приблизиться к нему ближе всех&
Первый чешский кроссовер Skoda Yeti был обречен на симпатии. Новинку впервые представили в виде концепта еще в 2004 году, не предполагая серийного выпуска. Но машина была на ура принята публикой, и потому решено было выпустить «Йети» в большой и опасный мир. За серийное будущее можно было не волноваться – большой брат Volkswagen должен был обеспечить агрегаты всем известных качества и надежности. За Skoda оставалась доработка к собственной индивидуальности и какая-нибудь вкусная концепция.
Снежный человек, попавший в город, но готовый в случае необходимости справиться и с лесными условиями. Непонятное создание, доказательства существования которого без устали ищут энтузиасты. Тот самый универсальный автомобиль, чье существование не доказано, но к которому стремятся все автопроизводители?
К счастью, при рисовании Yeti дизайнеры не стали зализывать линии и удлинять фары до середины крыльев и капота, а оставили рубленный и при этом дружелюбный дизайн. Наивно-круглые противотуманные фары расположены выше, чем обычно, и это придает спокойной внешности немного нестандартности и живости. «Невидимые» черные стойки, плоская крыша и вертикальный срез кормы – давно найденные (самый очевидный пример – Kia Soul, конкурент Yeti) и по-прежнему удачные решения. На бамперах и порогах – некрашеные пластиковые накладки. Намек на внедорожный потенциал? Или просто защита от опасностей тесной городской парковки?
Сейчас немодно красить машины в однообразные серо-черные цвета, поэтому у Skoda целая палитра оттенков для «Йети» от голубого до зеленого.
В салоне – никаких неожиданностей. Добротно, функционально, качественно и предсказуемо – как у любого автомобиля концерна VW. Но Skoda чутко относится к своей самоидентификации, поэтому Yeti стремится больше напоминать Octavia, нежели Tiguan. Особенно преемственность очевидна по семейной центральной консоли и приборам.
Посадка – великолепна: удобные цепкие кресла, хорошая обзорность и адекватное ориентирование по габаритам, оптимально расположенные органы управления. Единственная претензия к эргономике – руль в нижнем положении перекрывает верхнюю часть приборов.
Датчики климат-контроля следят за качеством поступающего в автомобиль воздуха и автоматически включают режим рециркуляции воздуха при необходимости. На экран центральной консоли выводятся показания парктроника.
Нам на тест досталась базовая комплектация с новым двигателем TSI объемом 1,2 литра мощностью 105 л.с., агрегированным с механической коробкой. Данный мотор также может комплектоваться трансмиссией DSG. Эти комплектации – переднеприводные, а полный привод, для которого, согласно рекламе, «дороги не кончаются», доступен только с самым мощным 1,8-литровым 152-сильным силовым агрегатом и МКПП.
Характер у Yeti совсем не «шкодливый». Маленький, но гордый двигатель TSI бодро реагирует на газ, довольно урча, легко разгоняет машину и, при поддержании хороших оборотов, позволяет без особых усилий держаться в потоке. Но «Йеть» не держит водителя в азартном напряжении, не провоцируя его и позволяя расслабиться за рулем. Поймать момент, когда «схватывает» сцепление, без привычки нелегко, педаль акселератора – кстати, напольная – реагирует на нажатие без фанатизма. Рычаг КПП четко бегает по пазам передач, но без задора, да и ходы длинноваты для такой маленькой ручки. Такой же и руль – хваткий, удобный, а реакции будто смягчены.
При всем комфорте подвеска (передняя – McPherson, задняя – многорычажная) отлично поддерживает стабильность автомобиля, не давая ему ни крениться, ни уходить с траектории поворота. Система стабилизации работает традиционно для машин концерна: деликатно, но уверенно.
Переднеприводный Yeti – обычный легковой автомобиль, клиренс в 180 мм не так велик, ходы подвески минимальны, а одни короткие свесы вне асфальта не помогут.
Модификация 4x4 обещает не подводить там, где дороги заканчиваются. У нее больше шансов, чем у моноприводного собрата. Система помощи при спуске Hill assist разрешает водителю не участвовать в процессе съезда с крутой горки – для этого необходимо нажать клавишу
Впрочем, мало кто может додуматься на компактном кроссовере ехать в раскисшее поле. Не для участия в трофи-рейдах покупают такие машины. По своей идейной составляющей компактный кроссовер – тот же минивэн, только не с таким очевидным признанием в своей полной и окончательной семейственности. Потому покупателей прежде всего волнует, какой в машине багажник, уместятся ли на заднем сидении овчарки и доедет ли машина до дачи. И, конечно, цена. Ходы подвесок и блокировки дифференциалов мало кого из них интересуют.
И ответы на эти вопросы потенциальным покупателям понравятся. На задних сидениях просторно и удобно, места вволю как для ног, так и над головой. Но самое интересное в заднем сидении – фирменная система трансформации VarioFlex: сидения можно двигать вперед-назад (как вместе, так и по отдельности), спинки регулируются по наклону. При желании центральную секцию дивана можно убрать в багажник, а два оставшихся сидения – сдвинуть к центру, расширив зону комфорта для пассажиров.
Эта же система позволяет играться с багажным пространством Yeti, насколько хватит воображения. Можно сложить часть сидения, можно использовать только лючок для длинномеров, а можно полностью сложить все секции и убрать их в багажник, увеличив багажное пространство автомобиля до 1760 литров. Базовый же объем багажника составляет 505 литров.
Сам багажник оснащен невероятным количеством креплений для вещей – от крючков до сеток и зажимов.
Цена – каждый сам для себя определяет ее адекватность. «Шкода Йети» обойдется минимум в 699 000 рублей – за машину с 1,2-литровым мотором и «механикой», ABS, климат-контролем, запаской, передними электростеклоподъемниками, подогревом передних сидений, подогреваемыми форсунками стеклоомывателей лобового стекла, подушкой безопасности водителя и переднего пассажира, розетками 12В в центральной консоли и в багажном отделении, электромеханическим усилителем рулевого управления и электрорегулируемыми боковыми зеркалами с обогревом, повторителями поворотного сигнала.
Самый дешевый вариант с 1,8-литровым мотором и полным приводом (по умолчанию) обойдется в 899 000 рублей. «Автомат» с таким мотором недоступен, а жаль, многие бы предпочли более мощный мотор, нежели 1,2, и автоматическую трансмиссию.Самый существенный пробел в российских комплектациях – отсутствие среднего двигателя – объемом 1,4 литра. Покупателям приходится делать выбор между 1,2-литровым и 1,8-литровым, а разница между ними составляет 200 000 рублей!