Близнецы
Мне трудно было устоять перед соблазном, и не рассказать об этих двух автомобилях одновременно. В конце концов, созданы они на одной платформе, и общего в них больше, чем в близнецах из известной голливудской кинокартины. Оба выглядят «Шварценеггерами», оба способны на подвиги, и оба пользуются заслуженной репутацией «честных» (в смысле рамных) и по-настоящему надежных внедорожников. Но есть и различия в объеме «мускулов», в принадлежности разным «сословиям», наконец.
I. Prado
В заснеженной и морозной Лапландии, где состоялось мое первое знакомство с Toyota Land Cruiser Prado,
Словом, специально подготовленный инструктор был всегда рядом и контролировал каждое мое действие, категорически запретив при любых обстоятельствах отключать систему стабилизации. В итоге я пожалуй, впервые детально ознакомился со всем внедорожным арсеналом, которым располагает Prado, и о котором я постараюсь по возможности полно рассказать арсенал того стоит. Но я не оставался и пяти минут наедине с автомобилем, что, честно говоря, помешало мне как следует его понять, установить с ним полное взаимопонимание. Поэтому надеюсь заполучить его на более или менее приличный срок уже в Москве и еще вернуться к разговору о нем на страницах «АИ». Тем более что в данном случае речь идет о бензиновой версии Prado, а на рынок уже вышла дизельная.
Но, прежде чем возвращаться «к техническому семинару», скажу несколько слов об экстерьере, интерьере и оборудовании Prado.
Плоды эволюции
Между прочим, модель Land Cruiser Prado известна без малого 60 лет, и за это время успела расселиться по шести континентам, включая Антарктиду. Как утверждается, это самый продаваемый на планете полноприводный автомобиль, за время своего существования покоривший 5 миллионов человек из 176 стран.
Уже беглого взгляда на новый Prado достаточно, чтобы понять: он сохранил лучшие фамильные черты, его атлетичный облик по-прежнему вселяет в водителя уверенность, и выглядит он теперь вполне современно. По сравнению с предшественником внедорожник стал на 45 мм длиннее и на 10 мм шире, но на 20 мм ниже, что позволило, в частности, добиться лучшего коэффициента аэродинамического сопротивления (Сх=0,35). И при этом сохранить на удивление невеликий радиус разворота 5,8 метра. Уже по одному этому показателю можно судить о маневренности большого автомобиля. Спереди появился более солидный бампер со встроенными противотуманками, новая решетка радиатора с вертикальными планками и большими блок-фарами, оснащенными ксеноновыми лампами, по бокам. При взгляде на профиль автомобиля поклонник модели может заметить, что так называемая поясная линия поднята (на 20 мм), а капот заметно смещен вперед. В повторителях указателей поворота и в задних фонарях обычные лампы уступили место светодиодам.
Задняя дверь, увы, по-прежнему распахивается вбок, что не слишком удобно в стесненных столичных условиях. Правда, есть возможность открыть (вверх) только стекло в этой двери.
Потенциальным владельцам Prado не лишне будет также знать, что минимальный дорожный просвет составляет 220 мм; угол въезда склон, на который он может въехать, не коснувшись передним бампером 32 градуса, угол опрокидывания 42 градуса, а максимальная глубина преодолеваемой водной преграды 700 мм. Думаю, любители путешествий согласятся со мной это весьма неплохие характеристики.
Интерьер был также основательно переработан. Передняя панель и центральная консоль с 4,2-дюймовым цветным монитором сверху как бы разделены на несколько уровней, что облегчает считывание информации и доступ к управлению различными системами. Показания спидометра и тахометра с оригинальной подсветкой Optitron, а также бортового компьютера легко считываются при любой освещенности. Убранство салона разнообразят со вкусом подобранные вставки под металл или слоновую кость.
Сиденья весьма удобны, в таких не устанешь за долгую дорогу. К тому же они имеют достаточно широкий диапазон регулировок, включая степень поясничного подпора. Рулевое колесо также перемещается по высоте и по вылету. Подушки сидений второго ряда (40:20:40) могут перемещаться в пределах 135 мм отдельно от спинок, так что пространство для ног пассажиры имеют возможность регулировать самостоятельно. И в третьем ряду два полноценных кресла с подголовниками, которые легко сложить, обеспечив ровный пол в багажном отсеке. Вместительность отсека зависит от выбранной модификации, 5-ти или 7-местной. В первом случае объем варьируется в пределах от 621 до 1935 литров, во втором от 104 до 1834 литров. Разумеется, и в салоне достаточно разных ниш и отсеков для всякой всячины. В автомобиле имеются также розетки на 12 и 220 В.
Из оборудования упомяну возможность доступа в автомобиль «без ключа», трехзонный климат-контроль и систему объемного звучания JBL с 14-ю динамиками, которая предлагается в некоторых комплектациях.
А теперь пора возвращаться «на семинар».
«Бесстрашная» электроника
Если оценивать инновационные системы, заложенные в Prado, коротко, то можно сказать, что они расширяют внедорожный потенциал и, пожалуй, повышают степень риска, на который может пойти водитель. Да, почти все они уже были известны мне по «двухсотому» Land Cruiser и Lexus LX последнего поколения. Но появилось и
Для начала следует войти в систему Multi-terrain Select и выбрать один из четырех режимов «Mud and Sand» (грязь и песок), «Loose Rock» (гравий), «Mogul» (неровная поверхность) или «Rock» (скалистая поверхность). Рукоять АКП требуется при этом перевести в диапазон H4 или L4. В зависимости от выбранного режима электроника автоматически подберет наилучшие параметры работы всех систем разгона и торможения, АБС и т.п. Но вот вы въехали на особо сложный участок допустим, скользкий, со снегом, грязью и камнями крутой подъем, который не удалось пройти «ходом». Тут самое время задействовать Crawl Control систему управления на малых скоростях, хотя даже в этом случае можно заставить автомобиль двигаться медленнее или быстрее. Установив переключатель на центральной консоли в нужную позицию, вы можете смело забыть о педалях и сосредоточиться на управлении автомобиль самостоятельно и упорно будет ползти вперед. Но вот вы въехали на пригорок, и видите в лобовом стекле только небо, понятия не имея что вас ждет впереди, на спуске. В такой ситуации даже человеку с железными нервами станет
Теперь коротко о некоторых других системах, и в первую очередь о системе полного привода. В ее основе отлично зарекомендовавший себя дифференциал Торсена. В обычном режиме движения крутящий момент распределяется между передней и задней осями в соотношении 40:60. И может перераспределяться в диапазоне от 50:50 до 30:70. Такой алгоритм делает поведение автомобиля в любых условиях движения предсказуемым. Даже на льду (особенно если отключить систему стабилизации) вы хорошо предчувствуете заносы и контролируете машину. Есть также возможность заблокировать задний дифференциал. Плюс к тому это важно при движении по бездорожью сзади устанавливается либо регулируемая адаптивная подвеска, либо пневмоподвеска с электронным управлением.
Очень мне понравилась система кинетической стабилизации (KDSS). Не стану вдаваться в описание ее устройства, скажу лишь, что инженерам удалось найти весьма остроумное решение, связав все четыре колеса единым контуром. В результате на ровной дороге крены кузова сведены к минимуму, автомобиль не страдает валкостью, отлично держится в поворотах и, соответственно, хорошо управляется. А на бездорожье, наоборот, колеса «распускаются» и демонстрируют такие ходы, которые трудно было даже заподозрить.
Есть и другие системы, на мой взгляд второстепенные, и о них я при случае еще расскажу.
Потенциал
Под капотом Land Cruiser Prado устанавливается модернизированный V6 с двумя верхними распредвалами и системой изменения фаз газораспределения Dual VVT-i. Несмотря на 13-процентное увеличение мощности по сравнению с прежней версией мотора, инженерам удалось сократить выброс углекислого газа и обеспечить его соответствие стандартам Евро-5.
Потенциала этого двигателя достаточно, чтобы вполне уверенно чувствовать себя и на трассе, и вне дорог. Он живо откликается на работу педалью акселератора и обеспечивает двухтонному внедорожнику весьма пристойные динамические характеристики. Реализации возможностей двигателя способствуют и настройки 5-ступенчатой автоматической коробки передач, снабженной системой
Мне, пожалуй, осталось сказать о том, что цены на Prado начинаются с отметки в 2 млн 165 тысяч рублей.
II. GX 460
В смысле погодных условий тест Lexus GX 460 мало чем отличался от теста Prado: тот же снег и холод, хотя и под Питером, и дело было ближе к весне. И мне
А вот в части организации тест-драйва все было по-другому. Конечно, и этот автомобиль нам
Быстрота и плавность
Узнав, что на первом длинном участке нам предстоит двигаться по асфальту, я сразу перевел адаптивную подвеску в режим Sport, и ни разу об этом не пожалел. Во-первых, этот режим вовсе не означает, что GX превращается в табуретку он поддерживает более чем хороший уровень комфорта, даже когда на пути встречаются дорожные изъяны. На питерской КАД их оказалось не много. Во-вторых, обеспечивается удивительная плавность хода такое ощущение, что вы перемещаетесь не в достаточно тяжелом внедорожнике, а в седане того же премиум-класса. Наконец, спортивный режим в настройках подвески дарит чувство руля и дополнительную устойчивость на высоких скоростях. А уж что-что, а ехать быстро Lexus GX умеет. Для меня, к слову, остается загадкой почему максимальная скорость ограничена 175-ю км/ч. По ощущениям, он вполне может позволить себе и более стремительное перемещение. Другой вопрос а надо ли?
4,6-литровый V8, ласкающий слух благородным урчанием на высоких оборотах, наделяет внедорожник отменным динамическим потенциалом. 8,3 секунды «до сотни» это, поверьте, очень неплохой показатель для машины массой в две с половиной тонны. Не менее показателен и тот факт, что практически на любой скорости, вплоть до максимальной, у вас под правой ногой всегда остается достаточный для рывка запас мощности. По ходу поездки я убеждался в этом не раз, ускоряясь и со 120-ти, и со 160-ти почти с одинаковым успехом (да простят меня питерские гаишники так ведь испытания&). При этом, замечу попутно, в салон не проникал ни свист ветра, ни другие посторонние звуки. Разве что доносился, словно издалека, шелест зимних покрышек и рокот мотора, позволявший, однако, говорить, не повышая голоса.
Тут следует отдать должное и 6-ступенчатой автоматической трансмиссии, наделенной системой управления переключением передач с искусственным интеллектом (Artificial Intelligence-SHIFT AI-SHIFT). Мало того, что она без промедления подстраивается к темпу езды, АКП радует отсутствием малейших рывков при смене диапазонов. Без такой ее способности было бы, пожалуй, невозможно добиться той самой плавности хода. Само собой, коробка имеет режим Sport и позволяет в ручном режиме менять передачи. И еще она помогает экономить топливо: даже при движении на скоростях свыше 120 км/ч на приборной панели загорался зеленый индикатор, свидетельствующий о том, что в данный момент мы едем в режиме Eco Driving.
Излишне говорить, что и на Lexus GX описанная выше система кинетической стабилизации (KDSS) проявила себя с лучшей стороны: практически никаких излишних клевков при разгонах и торможениях, никаких пугающих кренов при быстрых перестроениях и в поворотах. Можно сказать, что и эта, и все другие системы, задействованные при движении по трассе, вполне справляются с непростой задачей обеспечить уверенное управление при очень высоком уровне комфорта. Вас ни на мгновение не покидает чувство полного контроля над автомобилем.
Что касается внедорожных качеств GX, то в этом отношении он нисколько не уступает Prado, хотя чуть больше и тяжелее внедорожника от Toyota. Зато мощнее. И, разумеется, имеет в своем арсенале не только ту же рамную конструкцию, но также все те новейшие системы, которыми наделен его собрат по концерну. Я абсолютно уверился в его способностях после того, как мы штурмом прошли по такой глуши, в которую лично я ни за какие коврижки не рискнул бы сунуться самостоятельно.
Стиль и комфорт
В отличие от Prado, GX не может похвастаться длинной историей, модель известна с 2003 года, и теперь предстала только во втором поколении. Однако успела снискать популярность на главном для себя рынке в Америке, и пользуется достаточно устойчивым спросом на других континентах, в том числе в России.
Созданный в соответствии с корпоративной философией Lexus «L-finesse», GX 460 олицетворяет своим внешним видом два, на первый взгляд, несовместимых качества суровость и изысканность. Впрочем, таков он и по самой своей сути, по ходовым качествам, о чем я уже упомянул. Мускулистые и, вместе с тем, плавные обводы кузова сочетаются, если присмотреться, с деталями, которым не откажешь в определенном изяществе. Взять форму фар или разрез широкого воздухозаборника с противотуманками, дверные ручки или хромированные накладки. Этакий элегантный атлет, располагающий к себе. Кстати, GX 460 по сравнению с предшественником стал на 25 мм длиннее, и на 20 мм ниже.
Убранство салона нового GX подкупает гармоничностью. Сочетание мягкой кожи, деревянного декора и металла выглядит вполне естественным и продуманным. Здесь явно ощущается запах роскоши, но ни в коем случае не в ущерб эргономичности и функциональности. На водительском месте удобно, кресло в меру мягкое и, естественно, снабжено регулировками с широчайшим диапазоном. На приборы, да и на всю переднюю панель и цетральную консоль с 8-дюймовым монитором приятно бросить взгляд.
На втором, и даже на третьем ряду сидений также можно расположиться с достаточным комфортом. При этом третий ряд, замечу, имеет электропривод и складывается, стоит нажать на кнопку. Где бы ни устроились пассажиры, у них под рукой всегда окажутся подстаканники и емкости для мелких вещей.
Трехзонная система климат-контроля позволяет устанавливать микроклимат отдельно для водителя, переднего пассажира и пассажиров второго ряда сидений. Фильтр кондиционера способен избавить салон от пыли и пыльцы, а интеллектуальная система кондиционирования осуществляет рециркуляцию воздуха таким образом, что через передние воздухозаборники подается только воздух, прошедший через фильтр тонкой очистки.
Новый GX оснащен аудиосистемой Mark Levinson® с 17-ю динамиками и возможностью воспроизведения DVD. Для задних пассажиров предлагается также развлекательная система с двумя 7-дюймовыми мониторами, встроенными в подголовники передних сидений. Она управляется дистанционно, при этом каждый дисплей можно включать отдельно. Есть также навигационная система с жестким диском, позволяющая попутно осуществлять копирование
В России Lexus GX 460 предлагается в четырех комплектациях Comfort, Executive, Premium и Luxury. Диапазон цен от 2 980 000 до 3 465 000 рублей.