Не надо грязи!
Полноприводной транспорт у нас любят. Причем в извращенной форме, от безысходности, ибо даже в городе всего лишь для беспроблемной всесезонной парковки требуется что-то вроде бигфута. Не всем такое счастье по карману, а потому, в качестве паллиатива, широкие народные массы со все большим остервенением раскупают разнокалиберные «городские кроссоверы».
Шутки шутками, но на сей раз нам предстоит оценить кондиции, пожалуй, «наипаркетнейших паркетников» Nissan X-Trail и Toyota RAV4. Обе машины можно смело назвать знаковыми фигурами в этом сегменте: так или иначе, на них оглядывается любой автопроизводитель, намеревающийся сотворить что-то, хотя бы с натяжкой относяще-еся к категории SUV, то есть авто с формулой «кузов а-ля внедорожник + полный привод».
Внешне у этих машин столько же общего, сколько у судового двигателя с ночными фантазиями школьницы. Внешний дизайн RAV4 традиционно играет на тяге представительниц слабого пола и сочувствующих им толерантных индивидов ко всему, что напоминает того самого плюшевого медвежонка, с которым они когда-то ходили в детский садик. Модные ныне грани на кузове если и есть, то смотрятся подчеркнуто миролюбиво. Изгиб линии крыши (несмотря на то что ярко выраженный) даже не намекает на агрессию. Сплошная энергичная упругость и спортивность. При первом мимолетном взгляде на «мордочку» авто любого человека неизбежно пронзает вопрос: «Кто так оттюнинговал Corolla?!» Но потом все-таки доходит, что это RAV4& Гримасы фирменного стиля, ничего не поделаешь. С X-Trail все иначе. В свое время ниссановцы решили узнать, каким хотят видеть новый (то есть нынешний) X-Trail потенциальные покупатели. Выяснилось, что людям он нужен точно таким же, как и предыдущий. Что, знаете ли, весьма характерно для любителей Nissan X-Trail. Это люди, предпочитающие считать, что они сидят за рулем именно внедорожника, а не «паркетника». Ведь всем известно, что насто-ящие гряземесы недавнего прошлого все поголовно обладали стилистикой уличного ларька с мороженым! Тогда человек в машине, спроектированной дизайнером-кубистом, чувствовал себя королем дороги, впитывал флюиды опасения и зависти, исходящие от соседей по потоку. Или думал, что впитывает& Так или иначе, но X-Trail адресован тем, кто склонен, да простят меня адепты толерантности, к большему внешнему проявлению мужественности. Он подчеркнуто брутален. Для «паркетника», разумеется. Коробчатые формы, лишь слегка замыленные в угоду современным модным трендам, дуги с интегрированными в них курсовыми прожекторами& Что еще нужно для поддержания имиджа «я тоже джип!»? И несмотря на то что «на вкус и цвет все фломастеры разные», и передние и задние фары X-Trail оформлены куда интересней аналогичных деталей RAV4.
Внутри различия между авто не менее заметны. Toyota RAV4 в этом смысле плоть от плоти легкового модельного ряда марки. Все приборы и органы управления на нужном месте, материалы отделки качественные, но не более того. Функ-ционально, продуманно, уютно. Но скучно. Японский «Фольксваген» во всей своей красе. Ярких пятен в салоне два. Первое панель приборов перед водителем. Три круговых указателя: спидометр в центре «наложен» на тахометр, а указатели температуры и запаса топлива совмещены. В центре композиции, прямо на спидометре, ядовито-оранжевый экран бортового компьютера. Второй «луч света в темном царстве» экран фирменного мультимедийно-навигационного комплекса в верхней части центральной консоли. Заметим, что алгоритм общения с ним показался нам слишком сложным (по сравнению с аналогичным устройством на X-Trail, где все сразу интуитивно понятно). Да и установленная навигационная программа в Toyota позабавила: названия на ее карте, как и положено, русифицированы, а голосовые команды навигатор отдает по-английски. В X-Trail этот диссонанс отсутствует. Возвращаясь к теме салона RAV4, заметим, что внедорожность тут проявляется лишь в одной детали. Слева от монитора «навигации» красуется кнопка блокировки меж-осевого дифференциала. И все. Зато тут есть подрулевые «лепестки» переключения передач в ручном режиме вариаторной КП! Это, по-моему, сразу расставляет все точки над «i» в вопросе, подо что данное авто «заточено». Ну и еще имеется кнопочка «Sport» слева от руля, но о ней в свое время.
В салоне X-Trail все по-другому. Едва садишься за его руль, сразу ощущаешь большое свободное пространство вокруг. Тут даже не стоит копаться в таблицах ТТХ, выискивая и сравнивая миллиметры внутреннего пространства машин, речь вообще не об этом. По-горбачевски «отверхгая» возможное нытье всяческих зануд, скажу лишь, что X-Trail, на мой взгляд, в своем классе стоит на первом месте по показателю «ощущение простора в салоне». Панель приборов выглядит по-своему: два круговых стрелочных указателя (спидометр и тахометр) и монитор бортового компьютера между ними. Его цветовое решение индикации «белым по черному» придает всей «приборке» элемент некоей холодной строгости. Но выглядит симпатично. Ну а организация управления трансмиссией (тоже вариаторной, кстати) прямо-таки гимн внедорожному имиджу. Фирменная «крутилка» рядом с рычагом КП позволяет самостоятельно указывать электронике, в каком из трех режимов владелец соизволит ехать. Можно перемещаться по асфальту исключительно на переднем приводе, можно храбро съехать на грунтовку, повернув джойстик в положение «Lock», или не заморачиваться и переложить муки выбора на электронику, установив режим «Аuto»&
Не стали сюрпризом и серьезные различия в поведении авто на ходу. Хотя поначалу динамические характеристики Toyota разочаровали. Машина откровенно «не ехала». Но ругать новый 2-литровый 158-сильный бензиновый движок пришлось ровно до того момента, когда на глаза попалась уже упомянутая кнопочка «Sport» около руля. Одно нажатие и из унылого топливного «экономиста» машинка мгновенно превратилась в бодрого любителя поотжигать со светофора. Реакции мотора на нажатие педали газа стали энергичными, рабочие обороты повысились, КП взбодрилась& Ехать стало весело. Приятных ощущений добавила подвеска. Ее энергоемкость откровенно порадовала. При этом машина отнюдь не ощущается как «табуретка» и одновременно не валится набок в поворотах. Все в движении под контролем водителя, рулишь без напряжения не только по асфальту, но и по ухабистой грунтовке.
X-Trail, со своей 2,5-литровой «бензинкой» о 169 лошадиных сил, от имиджа внедорожника не отступил и на ходу. Хотя спортрежима КП здесь не предусмотрено, динамика машины в принципе хороша. Но разгон ощущается как-то тяжеловесно, словно ты за рулем куда более массивного авто. И это при том, что, по данным производителей, до «сотни» этот Nissan разгоняется на 0,7 секунды быстрее RAV4 (10,3 секунды против 11 секунд). А по субъективным ощущениям Toyota шустрее. И в поворотах X-Trail заметно раньше начинает пугать своих седоков кренами. Зато на трассе в нем ощущаешь себя как на прогулочном теплоходе все происходит плавно и ровно. Однако крупные колдобины извлекают из подвески гораздо больше шума и вибраций, чем это происходит в RAV4.
Что еще удивило, так это реальный расход топлива обеих машин. При движении по трассе Toyota RAV4 ограничился 9,5 литрами бензина на «сотню», а «аппетит» Nissan X-Trail составил 13,5 литра. Зная, что вес машин примерно одинаков (около 1,6 тонны), мы решили, что во всем виновата «кубическая» аэродинамика X-Trail. В городе разница в расходе топлива изменилась, но ненамного. В отсутствие глухих «пробок» X-Trail сжигал около 14 литров на 100 километров пробега, а RAV4–10,5–11. В заключение скажем, что X-Trail с 2,5-литровым мотором и вариатором обойдется покупателю не менее чем в 1 200 000 рублей, а цены на полноприводной RAV4 с 2-литровым двигателем и вариатором начинаются примерно от 1 100 000 рублей.