Дерби на бис
Пожалуй, только среди компактных «паркетников» можно встретить столь непохожих друг на друга одноклассников, как эти двоеСпортивные принципы
Весьма модное нынче слово дерби лишь у самых начитанных ассоциируется со скачками. Пресса приучила болельщиков, что именно так называют принципиальные матчи непримиримых соперников. Причем баталии масштаба ЦСКА–«Спартак» или «Ливерпуль»–«Манчетер Юнайтед» не редкость и за пределами зеленых полей. В автомобильном мире тоже есть свои «эль классико». Как не вспомнить противостояние «Гольфа» и «Эскорта», а потом его наследника «Фокуса»? Эпическая битва длится уже три десятка лет! Четверть века отмеряно и другому европейскому дерби, в котором никак не выяснят отношения супермини от «Рено» и «Пежо». На столь колоритном фоне соперничество «паркетных» вседорожников «Тойоты» и «Ниссана» кажется поединком местного масштаба – этакий матч японской футбольной J-лиги. Однако самое интересное в «дальневосточном дерби» не статус, а результат. Если в матчах европейцев всегда находится проигравший, то Восток – дело тонкое… Что еще раз подтвердила дуэль самых мощных версий RAV4 и «Икс-Трейла II».
Многие, правда, не верят, что новый «Ниссан»… действительно новый. В попытке сохранить преемственность японские дизайнеры и впрямь перегнули палку. По отзывам дилеров, покупатели просто не отличают второе поколение вседорожника от первого. Явных изменений на самом деле немного – чуть увеличившиеся фары, потолстевшие стойки задних фонарей, забравшиеся повыше «противотуманки»… Короче, с виду натуральный рестайлинг. Так что рядом с RAV4, который, между прочим, на год старше и по-прежнему выделяется в потоке агрессивными линиями, «Икс-Трейл II» выглядит хорошим знакомцем.
Работа над ошибками
Зато в салоне «Ниссана» меня ждал приятный сюрприз. Ба! Панель приборов вернулась на свое место – теперь она не возвышается над центром торпедо, а, как и должно, расположилась прямо за рулевым колесом. Наконец-то! Ради такого счастья я даже готов смириться с исчезновением знаменитого «лицевого дефлектора», который на предыдущем «Икс-Трейле» подавал воздух прямо в «фейс» водителя.
Правда, во всем остальном салон «Ниссана» все равно… стопроцентно эволюционный, узнаваемый. И это отнюдь не плохо. Возможно, кому-то знакомые по другим моделям японской фирмы кнопочки и рычажочки уже набили оскомину. Но ведь здесь все так удобно, добротно и качественно – чего капризничать-то? К тому же создатели «Икс-Трейла» исправили мелкие недочеты прошлой модели. Если к эргономике и раньше претензий по большому счету не было, то четкость, а главное, равновзвешенное усилие на рукоятках управления климат-контролем и «музыкой» явно говорит о том, что инженеры «Ниссана» конструктивно воспринимают критику. Молодцы!
Полтора года прошли со дня нашей первой встречи с RAV4, но его салон по-прежнему покоряет дизайном. Архитектурный шедевр, иначе не скажешь. Несмотря даже на жестковатый пластик отделки и какой-то задумчиво-бледный экран магнитолы. Ерунда – зато хитрых, элегантных и истинно дизайнерских, с подвывертом, решений здесь достаточно, чтобы не скучать в пробках. Все это не в ущерб отточенной, как меч Хаттори Ханзо, эргономике. А если вспомнить еще и о русифицированном меню борткомпьютера, то и вовсе хочется хлопать в ладоши: «Браво!»
Фокус с исчезновеним
По внешности не скажешь, зато с водительского места понимаешь, насколько «Икс-Трейл» вырос в размерах. Почти 20 см в длину – это не шутки! Сдавая задним ходом, порой думаешь, что управляешь по меньшей мере «Пасфайндером». Странно, но такой вот зрительный обман и на самом деле… обман. Ведь на вместительности прибавка в длине почти не отразилась. По запасу в ногах диван «Икс-Трейла» прибавил два – всего-то! – сантиметра по сравнению с предшественником. Зато на машинах, оборудованных панорамным люком в полкрыши, явно ощущается дефицит пространства по высоте. Всего 91 см – впритык для человека ростом 1 м 85 см.
Так что опередить не блещущий просторным салоном RAV4 «Икс-Трейл II» не сумел. А учитывая, что водительское кресло «Ниссана» сохранило аморфный профиль подушки и столь нечуткие в поворотах поясничный и боковой упоры, «Тойота» нам нравится чуть больше. На восьмую балла.
Чемпионские амбиции
Зато багажник «Икс-Трейла», который мы и раньше считали едва ли не образцом, стал еще лучше. Жаль, нельзя выставить оценку «шесть» или «семь» – он того вполне заслуживает. Сразу обращает внимание сниженная погрузочная высота – признанный минус предшественника японцы искоренили напрочь. Открыв огромную дверь, поражаешься продуманности и удобству багажного отделения. Здесь и двойное дно, и скрытые ящички, и стойкое к царапинам пластиковое покрытие, и почти идеально правильное параллелограммное нутро. Вот оно счастье для вечно строящегося дачника или ненасытного шоппера, берущего гипермаркеты приступом. А ведь еще и диван «Икс-Трейла» складывается заподлицо с полом, и спинки заднего ряда можно отдельно регулировать. Поистине, единственной проблемой владельца будет усложненный ящиками и двойным дном доступ к «запаске». Зато она не только полноразмерная, но и надежно спрятанная.
Пятое колесо RAV4 закреплено на двери. Но от этого багажник «Тойоты» отнюдь не становится более удобным. «Рафик», увы, аутсайдер по части грузоподъемности. Совсем узкий да к тому же покатый пол багажника вызывает лишь грустную улыбку. И несмотря на солидный заявленный полезный объем, по удобству нутро «Тойоты» ничем не лучше багажников современных супермини. Для «паркетника» это, извините, просто позор.
Цифры, которые лгут
Единственным заметным апгрейдом RAV4 за последний год стало появление под капотом 2,4-литрового мотора. Весьма, надо сказать, достойный агрегат. В отличие от двигателя объемом 2 л, он отлично ладит с автоматической коробкой – это заметно уже при первом прикосновении к педали акселератора. С непривычки рвение мотора, помноженное на весьма жесткий гидротрансформатор, даже немного пугает – настолько живо и резко «Тойота» реагирует на малейшее увеличение подачи топлива. Впрочем, к хорошему быстро привыкаешь, и совсем скоро отзывчивый нрав «рафика» начинает доставлять только положительные эмоции. В городе или на шоссе «Тойота» всегда готова ускориться, догнать и обогнать. Короче, очень и очень темпераментный – как по паспортным данным, так и по ощущениям – «паркетник».
Именно последнего – субъективного ощущения динамики – недостает новому «Икс-Трейлу». И это при том, что силовой агрегат «Ниссана», как ни крути, более изысканный – ведь модернизированная 2,5-литровая «четверка» трудится в паре с бесступенчатым вариатором. Но несмотря на уверенную тягу во всем диапазоне оборотов и достойный запас мощности, «Икс-Трейл» не кажется таким же быстрым, как «Тойота». Особенность конституции вариатора – постоянно держать мотор на оптимальных оборотах – превращает уверенный по цифрам разгон в весьма монотонную процедуру. И хотя «Ниссан» без проблем поспевает за «рафиком», субъективно кажется, что он едет медленнее. Парадокс…
Зато тормоза обоих автомобилей хороши с любой точки зрения – и с объективной, и с субъективной.
На правильном пути
Характер управляемости прежнего «Икс-Трейла» – несобранный, с ранними кренами и раздражающей раскачкой – надо признать, вполне подходил его скорее семейной, нежели спортивной сущности. Но уже первые метры за рулем новой модели убеждают – настройщики шасси потрудились на славу. От былой расхлябанности не осталось и следа! «Ниссан» получил не только куда более правдивый усилитель руля, но и достаточно энергоемкую подвеску. В результате заметно скромнее стали крены в поворотах, а скоростную прямую автомобиль и вовсе держит образцово.
Нельзя не отметить и интеллигентный во всех смыслах полный привод. Благодаря мгновенному и предупредительному подключению заднего моста на скользкой дороге «Икс-Трейл» позволяет пижонские штучки. Например, управляемое скольжение всеми четырьмя колесами.
Вот только вряд ли вы захотите так ездить. Ведь несмотря на выросший класс управляемости, отжигать на этом большущем вседорожнике как-то не тянет. Остроты ощущений и кайфа все равно маловато. Так что по части управляемости в классе компактных вездеходов RAV4 по-прежнему остается нашим любимцем. Великолепно настроенный усилитель руля, готовое к штурму крутых поворотов шасси и ювелирно настроенная страховочная электроника превращают «рафик» в великолепный генератор адреналина. За рулем такой машины, положительно, не соскучишься!
Без изменений
Покупатели «паркетников» не должны испытывать иллюзий насчет их вездеходных способностей. Правда, надо признать – способности эти год от года улучшаются. «Икс-Трейл II» тому подтверждение. Взгляните – теперь глушитель «Ниссана» расположен таким образом, что его уже не оторвать на первой кочке. Хотя передний бампер при этом висит чуть ниже, а главное, как и раньше, до обидного короткоходную подвеску довольно просто «вывесить». Небольшого преимущества над «Тойотой» «Ниссан» добился благодаря более изощренной трансмиссии. Ведь псевдоблокировки межколесных дифференциалов у «Икс-Трейла» работают даже с отключенной ESP. Это не панацея при диагональном вывешивании, но дополнительный шанс как минимум.
Внимание – неженкам
Надо сказать, 2,4-литровый двигатель «Тойоты» не только прибавил в мощности и взаимопонимании с «автоматом», он еще и заметно меньше шумит, чем его коллега объемом 2 л. Конечно, временами металлическая трель четырех цилиндров все равно проникает в салон, но куда реже, нежели раньше. А вот жестковатый нрав подвески RAV4 так и остался при ней – буквально каждую кочку и трещину на дороге водитель «Тойоты» ощущает собственным телом. Нельзя сказать, что «рафик» прямо уж однозначно дискомфортный, нет, он скорее болезненно чувствительный.
«Икс-Трейл» на этом фоне куда выигрышнее. И мотор его показался чуть более тихим – возможно, несколько занудным благодаря одной ноте, взятой вариатором, но уж точно не раздражающим. Подвеска «Ниссана» в сравнении с конкурентом и вовсе образец комфорта. Мягкая и всепрощающая, она придется по вкусу неженкам. Правда, кого-то могут смутить достаточно заметные кивки кузова при резком трогании и торможении. Что поделать, должны же у мягкой подвески быть недостатки.
Всем ребятам пример
«Икс-Трейл» буквально на днях прошел серию краштестов «ЕвроNCAP» (на фото вверху), заработав в итоге четыре звезды. До отличной оценки «Ниссан» недотянулся по традиционной для многих вседорожников и других машин с вертикальной посадкой причине – коленям водителя и пассажира досталось от жестких элементов передней панели.
Зато «Икс-Трейл» замечательно хорош – 4 звезды и 43 балла – в деле защиты пассажиров-детей. Такую высокую оценку в «ЕвроNCAP» еще никто не получал. Да и оснащен «Ниссан» по высшему разряду – уже в базовом варианте SE предусмотрены шесть подушек безопасности, активные передние подголовники, ABS и даже система динамической стабилизации. Ай молодца! Четверку с жирным плюсом ставим с удовольствием.
Как минимум такую же оценку заслуживает и RAV4. В краш-тестах европейского светоча пассивной безопасности «Тойота» заработала уверенные 4 звезды. Да и уровень оснащения замечательно хорош – в «базе» здесь семь эйр-бэгов, включая коленную подушку, ABS и ESP.
Всего год назад того же набора «рафику» хватило для полноценной пятерки, но жизнь не стоит на месте. За это время в классе компактных «паркетников» появились два обладателя пяти звезд – новый «Фрилендер» и «Тигуан», а значит, и планка требований соответственно повысилась.
А бакс не знал и падал…
Благодаря тому же «Фрилендеру» «Тойота» лишилась весьма малопочетного титула самой дорогущей в классе. Впрочем, 901 тысяча рублей ($36 775) за базовое исполнение с 2-литровым мотором и МКП – тоже не кисло. Утешает лишь тот факт, что комплектация «Луна» исчерпывающая. Здесь присутствуют все блага цивилизации, за исключением металлика (10 500 руб.), кожаного салона и люка в крыше. RAV4 c АКП дороже еще примерно на $1500. Самое обидное, что версия со столь подходящим «автомату» мотором 2,4 литра подразумевает топ-исполнение «Соль». В нагрузку вы получите сомнительной ценности кожу, люк в крыше и систему пуска двигателя без ключа. Получается 1 113 000 рублей или $45 428. За эти деньги, между прочим, можно уже и престижный «Фрилендер» присматривать.
«Икс-Трейл» нового поколения в целом тоже подорожал – в этом вина не столько дилеров или импортера, сколько падающего доллара, но в любом случае остался доступнее «Тойоты». Стартует 2-литровый «Ниссан» с 872 984 руб. ($35 632), вариатор добавляет примерно $1700. Главное же, что «Икс-Трейл» не привязывает самый мощный двигатель к определенной комплектации. 2,5-литровую машину с вариатором можно купить и без кожи (988 264 руб. или $40 337), но даже в топ-исполнении LE «Ниссан» почти на две тысячи дешевле.
Мы решили:
Удивительное дело, если судить по очкам, то «Икс-Трейл» (средняя оценка 4,3) заметно опередил RAV4 (средняя оценка 4,0). Однако, по сути, проигравших в нашем дерби нет. Уж больно они получились разными. Если и есть среди компактных «паркетников» почти спорткар, то это безусловно RAV4. «Тойота» буквально во всем демонстрирует эгоизм. Исключительно в хорошем смысле. Яркий дизайн – это приманка, а почти космической красоты салон – крючок. И вы радостно клюнете, хоть раз проехавшись на этом автомобиле. Отменную динамику и управляемость «рафика» люди, знающие толк в азартной езде, не могут не оценить. Жесткая подвеска? Никакущий багажник? Высокая цена? Пардон, неужто вы захотели практичности от купе, пусть это купе и похоже на вседорожник?
«Икс-Трейл» совсем из другого теста – он семейный до мозга костей. Солидный внешне, комфортабельный на ходу и невероятно удобный в эксплуатации, словно мастер на все руки. А то, что быстрая езда на нем не приносит радости… Так какие могут быть взятки с чемпиона-десятиборца? Но вот что любопытно. По сравнению с предшественником «Икс-Трейл» подтянул наиболее слабые дисциплины – в особенности управляемость. Интересно, увидим ли мы когда-нибудь RAV4 с удобным багажником и мягкой подвеской?