Мягкий верх, жесткий низ
Если вы, уважаемый читатель, скажете мне, что намного практичней иметь купе-кабриолет с жестким верхом, железным или пластиковым, я с вами соглашусь. Но останусь при своем мнении: кабриолет в классическом смысле слова обязан быть с мягким верхом. Или это уже не совсем кабриолет, а некое компромиссное изделие. Нечто вроде смартфона — уже не телефона, но еще не компьютера. Когда функций много, но пользоваться ими неудобно, и должного качества работы не добиться. Заявление, согласен, спорное. Но, думаю, читатель мысль уловил. Такой подход тем более важен, когда речь идет об автомобиле — продукте сложном, в котором всякий возможный компромисс неизбежно отражается на ходовых качествах и безопасности. В этом смысле Audi A3 Cabriolet представляется мне продуктом именно цельным, и во многих отношениях совершенным по меркам сегодняшнего дня.Поскольку на последних страницах этого номера «АИ» речь идет еще об одном кабриолете, причем прямом конкуренте А3 — BMW 125 Cabrio, невольных сравнений мне не избежать. Так вот, в этом своеобразном поединке автомобиль из Ингольштадта, по моему мнению, победил. Потому что лучше ездит и богаче выглядит изнутри. Впрочем, обо всем — по порядку.
Дизайнерская вещь
Лично мне облик нынешнего поколения Audi А3 понравился сразу, с момента появления этой модели на свет. Возможно, ее экстерьер не настолько смел, как облик BMW 1-й серии, и даже менее выразителен в деталях. Но, согласитесь, выглядит автомобиль вполне гармонично, он вполне оригинален и в меру агрессивен. А, допустим, светотехника вообще даст фору конкурентам. В общем, А3 выглядит не столь вызывающе, сколь изысканно и дружелюбно. При этом от машины, тем более кабриолета, буквально веет спортивностью.
Взглянуть хотя бы на корму — эта чуть вздернутая крышка багажного отсека, эти фонари со светодиодами в стиле новой А4 — разве не оригинально, не динамично? Или аэродинамический обвес по всему кузову, большие литые диски — вам мало спортивности? То-то и оно — достаточно, автомобилем можно любоваться, разглядывать детали. Не разочаровал меня и салон.
Спортивное настроение
Зрительно его создает металл — он присутствует в окантовке дефлекторов вентиляции, на перфорированных педалях, в других элементах декора. А если вы уже сидите, то непременно отметите удачный профиль сиденья с хорошей боковой поддержкой. Но — дотянитесь до материалов отделки, и вы почувствуете мягкий, явно не дешевый пластик. И невольно обратите внимание на точность подгонки каждой детали.
Стилистически интерьер во многом перекликается с другими моделями марки, вроде того же донора — Audi А3 или TT. Отсюда и отменная эргономика. Рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по вылету. Диапазон регулировок передних сидений широк, так что за рулем можно устроиться «со всеми удобствами». Циферблаты на щитке приборов легко считываются при любом освещении, информация с бортового компьютера выводится на небольшой монитор, расположенный между тахометром и спидометром. Сама баранка, небольшая в диаметре, имеет удобные выступы «под хват». Все органы управления сгруппированы привычно и понятно. Аудиосистемой можно управлять при помощи кнопок на рулевом колесе.
Доставшийся на тест автомобиль был не в самой богатой комплектации, и потому монитор на центральной консоли оказался монохромным. Зато в наличии — система раздельного климат-контроля. Правда, чтобы установить «единую температуру», ее надо задавать дважды — сначала для водителя, а затем для переднего пассажира. А все потому, что нет кнопки с надписью «Mono», которая, я заметил, вообще начала потихоньку из многих машин исчезать. Почему — не понятно.
Прежде чем перейти к ходовым качествам кабриолета, отмечу, что сзади места немного. С комфортом там смогут устроиться люди невысокие, и только вдвоем. Места для ног немного, а в плечевой зоне пространство «съедает» мягкая крыша, а точнее — механизм ее складывания. В зависимости от версии, он может быть частично или полностью автоматическим. В первом случае водителю требуется рукой повернуть специальный рычаг в месте крепления крыши к рамке лобового стекла, и только потом нажимать на соответствующую кнопку. Причем складывается крыша в специальный бокс позади задних сидений, и очень быстро — на открывание уходит девять секунд, а на установку — одиннадцать.
Тем не менее, A3 Cabriolet — весьма функциональный автомобиль. Дело не только в том, что заднее стекло оборудовано подогревом, а трехслойная крыша обладает отменной шумоизоляцией. Автомобиль располагает вполне пристойным багажным отсеком объемом 260 литров, которые можно вмиг превратить в 674 литра, стоит сложить раздельные задние сиденья. В багажнике есть даже 12-вольтовая розетка и специальные крючки для крепления поклажи.
Крепкий малый
Под капотом протестированного автомобиля был установлен 1,8-литровый мотор, оснащенный турбонаддувом и системой непосредственного впрыска топлива. Его мощность — 160 л.с., максимальный крутящий момент достигает 250 Нм, которые доступны практически с холостых оборотов. Причем в данном случае двигатель был совмещен с автоматической КП DSG, которая наделяет модель весьма динамичным характером. При резком старте с места передние ведущие колеса могут и слегка буксовать, зато практически во всем диапазоне оборотов водителю гарантирован хороший подхват. К тому же АКП демонстрирует расторопность, явно стараясь адаптироваться под стиль вождения. А если перевести ее в ручной режим, то передачи можно менять очень быстро.
Вообще, на ходу А3 Cabriolet производит впечатление крепко сбитого автомобиля. Для кабриолетов это нетипично, поскольку многие страдают от недостаточной жесткости кузова. Audi — другое дело. В самых крутых виражах на приличной скорости она ведет себя так, словно кузов базируется на стальной раме. Никакой «игры» он себе не позволяет. Машина очень четко и быстро реагирует на команды водителя, а довольно жесткая подвеска не кренит кузов в поворотах и заставляет его четко следовать заданной траектории. При этом подвески весьма энергоемки. Да и рулевое управление настроено неплохо. На баранке всегда четкая картина происходящего под колесами, а кажущаяся легкость на небольших скоростях мгновенно исчезает, стоит поехать быстрее.
Конструкторы наделили автомобиль нейтральной поворачиваемостью, что предоставляет водителю обширное поле для маневра и делает модель весьма дружелюбной. Даже если за руль сядет человек не слишком опытный, а я подозреваю, что среди российских клиентов A3 Cabriolet будет немало женщин, то машина не испугает его буйным нравом. Скорее она покажется комфортной, но с поправкой на довольно жесткие амортизаторы. В любом случае A3 Cabriolet серийно оснащается электронной системой стабилизации ESP, которую можно отключить простым нажатием кнопки на центральной консоли. Работает она весьма корректно, практически не мешая наслаждаться динамикой, но и не позволяя автомобилю выйти из под контроля.
Напоследок отмечу великолепные тормоза A3 Cabriolet — кажется, они наделены даже избыточной мощностью. Конечно, есть АБС и система распределения тормозных сил.
Узкий сегмент
Понятно, что спрос на кабриолеты в России настолько мал, что даже признанные гранды сегмента могут рассчитывать лишь на очень небольшие цифры продаж. Тем не менее, ситуация меняется, главным образом за счет увеличения количества богатых людей. Многие из них постепенно обретают вкус, в том числе к автомобилям с открытым верхом. В конце концов, это стильно, к тому же в наших широтах не слишком много солнца, и чтобы «ловить» его, лучше машины не придумаешь.
Мне осталось сказать о ценах на Audi A3 Cabriolet, которые начинаются с отметки в 1 100 000 рублей. Такова цена очень неплохо укомплектованного автомобиля с мотором 1,8 TFSI.