Седан общего пользования
«Иномарка номер один» — именно такой титул носил Renault Symbol в конце 90-х годов прошлого века, еще до прихода дешевых корейских «клонов». Один из «Символов» того самого — первого — поколения каждый вечер паркуется под моими окнами. И, честно говоря, я не мог понять, что именно заставляло приобретать этот автомобиль. Однако очень скоро выяснилось, что покупателей не отпугивала ни аляповатая светотехника, ни «горбик» слишком большой задней стойки, ни «серость» — я не имею в виду окраску — облика: все прекрасно понимали — автомобиль собирается в Турции, для стран третьего мира (к каковым этот самый мир относил тогда и Россию). Так что — не будем придираться к внешности! Зато машинка по сравнительным тестам давала не одно очко вперед только что появившейся на рынке «Ладе» ВАЗ-2110 и стала первым из иностранных автомобилей, собранным на СП «Автофрамос».С тех пор прошло 10 лет — и Symbol готов вернуться в Россию. Опять — из Турции, но уже в новом качестве седана промежуточного класса. Мол, это еще не Megane, но уже и не Logan! Так что же это? Ответ нашелся в турецком Бодруме, по окрестностям которого я проехал не одну сотню километров — как на «механике», так и на «автомате».
В разработку обновленного Symbol французский концерн инвестировал 100 млн евро. В первую очередь, модель будет предназначена для развивающихся рынков. В Россию, Турцию, Румынию и Алжир поступят 50% новых Renault Symbol, вторую половину поставят на рынки Центральной и Восточной Европы, на Ближний Восток и в Африку. Renault принял решение выпускать этот автомобиль на своей турецкой фабрике в городе Бурса — все главные рынки сбыта под боком. Таким образом, завод в Турции, способный ежегодно производить 360 тысяч машин, изготовляет теперь 5 моделей: Symbol, 3-х и 5-ти дверные Clio III, Clio Estate и Megane.
Новый Renault Symbol, чья мировая премьера состоялась в августе на Международном автосалоне в Москве — плод совместной работы технических центров Франции, Турции и Румынии, которые работали над ним 26 месяцев.
Машина комплектуется бензиновым мотором объемом 1,4 литра мощностью 98 л. с., к нему на выбор предлагаются 5-ступенчатая механическая или 4-ступенчатая автоматическая коробки передач. Также доступна будет модель с дизельным двигателем. По сравнению с прежним Symbol, длина новинки увеличилась до 4260 мм.
В яблочко!
Понежиться два дня на берегу Эгейского моря под жарким турецким солнцем, в то время как в Москве термометр едва-едва приподнимался над отметкой +8… За это многое можно понять и простить, и мы, группа журналистов из России, уже было договорились между собой, что не будем слишком ругать новинку. Однако вскоре оказалось, что ругать Renault Symbol по большому счету просто не за что: автомобиль попал в десятку по всем параметрам, кроме одного. Но о нем — ниже, в самом конце.
Ну а пока — первое знакомство.
Несколько десятков автомобилей выстроились напротив международного терминала аэропорта Бодрума. Цвета — темно-серый и светло-бежевый; «реновцы» утверждают, что вообще цветов кузова будет 12, причем три — новых, а эти два — как раз из трех последних. Ну что же… В таком цвете тут, на восточном побережье Эгейского мора, есть свои плюсы: пыль на краске практически не заметна.
Тест-драйв построен очень грамотно: предстартовой говорильни — минимум. Бери ключи, ищи напарника, садись за руль. До отеля — 80 километров или полтора часа, но вообще планы никто не ограничивает. Единственное пожелание — успеть на пресс-конференцию. До нее — три часа. Успеем? Успеем! Десять раз успеем.
Но вначале присмотримся к машине.
За 10 лет с «Символом» произошло то же, что происходит обычно с мужчиной: он возмужал. У него по-прежнему безыскусные черты, но они выглядят… согласованнее, что ли? Может быть, благодаря «взрослой» оптике? А может, благодаря тому, что исчезла пресловутая «горбинка»: в заднюю стойку врезано третье стекло. Причем жесткость кузова от этого не пострадала — «ребром жесткости» выступает сам вклеенный стеклянный элемент. Когда смотришь на автомобиль в профиль, невольно возникает мысль: из седана мог бы получиться очень симпатичный хэтчбек! Но, может, это в будущем?
Ходовая — от Clio II, но база увеличена. Абсолютно новая светотехника, модно заползающая на крылья, стильные противотуманные фары. Жаль только, что под капотом пока — один-единственный двигатель. И 1,2 литра мощностью в те же 100 л.с., и более современный 16-клапанник 1,4, и дизель — все это, может быть, и будет, но пока недоступно.
Что еще можно отметить? Хромированную накладку на кромку капота (невольно приходит на ум Priora — наверняка теперь с ней будут сравнивать новый Symbol)… Более крупные, 14 или 15-дюймовые литые диски… Огромный багажник, открывающийся кнопкой, стильно вставленную в «оправу» фирменного ромба — нажал, и крышка сама ушла вверх. Сначала я искал клавишу снизу — там есть выштамповка в заднем бампере, — но не нашел. Тогда зачем эта выштамповка — в нее только грязь собирается?! Оказывается, в Renault подумали о России: а вдруг крышка примерзнет?
Багажник — огромен (506 литров), но не слишком функционален. Задний диван по частям не раскладывается, а чтобы перевезти длинномер, сперва придется повозиться с отверткой.
На отдельных версиях будет доступен задний спойлер.
Как на сковородке
Беремся за ручку… Ручки дверей на новом Symbol — под обратный хват и слишком уж велики — но только на мой взгляд. Сажусь в раскаленное кресло и закрываю дверь. Она захлопывается с отчетливым металлическим звуком. Не «породисто»? Так «Рено» и не претендует. Салон, естественно, из недорогого и жесткого на ощупь пластика. Минус? Отнюдь — практично! К тому же он двухцветный, а мультиблок управления климатом и аудиосистемой так же выделяется расцветкой. Плюс — пластиковая вставка под алюминий. Вот она, возможно, кому-то покажется лишней. Но дизайнеры, видимо, хотели подчеркнуть, что Symbol не просто подрос, но и «подорожал». Все, кстати, собрано так, что в зазоры между деталями и ноготь не просунуть. Да и не скрипит пластик, что немаловажно.
Французы особо подчеркивают: все внутри Symbol современно, можно подключить GPS-навигацию, есть разъемы для флэшки, для iPOD.
На заднем диване — естественно! — крепления Isofix, фирменная разработка Renault. Передние сиденья с подогревом. Правда, сейчас — в Турции — подогрев не актуален. Скорее наоборот. На солнце все внутри нагрелось так, что садишься как на сковородку. Но достаточно включить кондиционер, чтобы через 10 минут обстановка стала вполне комфортной. Подо мной — одна из дорогих версий: у водительского сидения несколько степеней свободы (можно даже по высоте отрегулировать), детали прострочены вручную белой нитью (как и кожаный руль — вот вам и «порода»). Закрываю окна — сохранить бы прохладу! — и в путь.
И тут выясняется один из главных плюсов машины: внутри удивительно тихо! Даже возрастающие обороты двигателя при обгонах не мешают разговаривать в салоне без перехода на повышенные тона. Так что с шумоизоляцией и аэродинамикой у Symbol все в полном порядке.
Резвость — понятие неблизкое
Конечно, главная проверка новой машины — проверка дорогой, тем более что в Турции они не слишком отличаются от подмосковных. Под капотом — 98-сильный двигатель объемом 1,4 литра, которому порой явно не хватает крутящего момента (127 Нм при 3750 об/мин). Зато расход небольшой — 7 литров на сотню.
Для обгонов и ускорения в горку четвертая передача слишком высока, приходится переходить на третью или даже на вторую. Но зато на ровной дороге и на пятой передаче двигатель «тянет», позволяя удерживаться в ритме потока. А скоростные рамки тут жесткие: в городе — 50, за городом — 90 км/ч. И посты местной ДПС на каждом углу. Но все равно порой так хочется разогнаться! И разгонялись. Правда, не больше чем до 140 — можно и в море с обрыва слететь.
Пришлось покатать Symbol и на серпантине. Тут отметилась неприятная особенность: «прыгучая» задняя подвеска заставляла Symbol «козлить», и зад машины уходил в сторону внешнего радиуса поворота, чуть не сваливая машину в занос. С другой стороны — вряд ли кто из потенциальных обладателей нового Symbol захочет проходить горные виражи на скорости в 120 км/ч. Немного не хватает рулю информативности — он «пустой», как говорят поклонники активного драйва. Но через полчаса — час к этому привыкаешь, и чувствуешь машину в повороте интуитивно — это ли не показатель?
Кстати, о «драйве». Знаю множество коллег, которые, посидев за рулем Symbol, будут бухтеть о том, что это, мол, не «драйвер кар». Ага. Точно. Подписываюсь. А что, каждый водитель обязательно должен быть «драйвером»? Особенно если учесть, что под этим словом у нас понимают любителей активной езды, проходящих повороты с визгом покрышек и уходящих со светофора под запах жженой резины. Так вот, у нас, слава богу, таких «драйверов» не так уж и много, иначе на дороге творилось бы черт те что. А Symbol — он для нормального (подчеркиваю) водителя. В этом плане он очень неплохо сбалансирован.
…Обратный путь — до аэропорта, мимо аэропорта до города с красивым названием Ятаган и снова до аэропорта — был проделан на машине с «автоматом». Это — пожилая (уже 15 лет!) адаптивная 4-скоростная коробка. И никаких сюрпризов от нее никто не ждал, хотя французы и пытаются ее обновлять каждые три года. Сюрпризов действительно не было: воткнул в положение «D» и поехал. В горы. На высоты, где уши уже закладывает, а дизельные грузовики еле плетутся — им воздуха не хватает. И тут «автомата» вполне хватало и на активное вождение, и на небезопасные обгоны — надо было только сильно стукнуть по педали газа, чтобы коробка «подоткнула» пониженную передачу. А на спусках «автомат» весьма грамотно тормозил двигателем.
Так вот, почти незаметно, промелькнули 150 километров в одну сторону, потом 100 — в другую. И ни малейших признаков усталости: на активный драйв Symbol не толкал. Этот Renault — действительно символ практичности. Он из тех машин, в которые «сел и поехал». Думаю, что поклонники первого Symbol будут рады замене.
Вот только цена их вряд ли обрадует. Базовая версия машины стоит от 370 тысяч рублей — без кондиционера и электростеклоподъемников. Это гораздо дороже, чем просят за автомобили того же класса — Skoda Fabia, Hyundai Accent, Lada Priora и другие. А топовая версия тянет на 490-500 тысяч рублей. Ну, что тут сказать? При таком скромном виде, думается мне, и цена могла бы быть поскромнее. Иначе трудно будет вернуть Renault Symbol свой титул «иномарки номер один» — конкуренция уже не та.