Новый Мышонок
Так родился культ
У каждой «автомобильной» нации есть свой автомобиль-легенда. Во Франции это Citroen «две лошадки». В Великобритании — Mini. В Германии — «Жук». А в Италии, разумеется, Fiat-500.
Первый «экземпляр» был явлен миру 15 июня 1936 года. Автомобиль имел снаряженную массу в 545 килограммов, он мог взять на борт двух пассажиров и 50 кг груза. «Мышонок» выпускался в двух модификациях — В и С, которые различались по мощности двигателя. И выпускался он вплоть до 1955 года. А 4 июля 1957-го с конвейера сошел первый Fiat 500 Nuova, ставший бестселлером. Это был опять же двухместный седан с двумя дверцами. Двухцилиндровый двигатель объемом 0,479 литра имел мощность 13 л.с. при 4000 оборотах в минуту. Впервые в данном классе автомобилей было применено воздушное охлаждение мотора.
К чести руководства FIAT, оно сразу поняло перспективы «пятисотого» и постоянно его обновляло. Уже осенью была выпущена версия с мотором мощностью 15 л.с. и максимальной скоростью аж в 90 км/ч. Изменения коснулись и внешнего вида модели: 500-й снабдили солнцезащитным козырьком, опускающимися боковыми стеклами, переключателем света на рулевой колонке.
Через год появилась версия Sport с двигателем объемом 0,5 литра и мощностью в 21,5 л.с. — ее можно было разгонять до 105 км/ч. Вскоре, вместо снятого с производства 500 Nuova, была начата сборка Fiat 500D и 500K Giardiniera с 0,5-литровыми двигателями. В 1965-м начались продажи Fiat 500F Berlina, двери которого открывались по ходу движения. Модель Fiat 500L Lusso, появившаяся в 1965 году, была снабжена более надежным бампером, ремнями безопасности, радиальными шинами и улучшенной панелью приборов. С производства Lusso и Berlina были сняты в 1972 году, когда появились новые преемники «Пятисотого» — Fiat 126 и Fiat 500R — модификация 126-й модели с двигателем 0,594 л мощностью 18 л.с. и более простой отделкой.
Маленький городской автомобиль Fiat 500 стал настоящей находкой не только для итальянских домохозяек, но и для всей послевоенной Европы, оценившей практичность, неприхотливость и низкую стоимость автомобиля. С 1957 по 1975 годы было продано около 4 миллионов Fiat 500.
И вот в начале XXI века FIAT решил пойти по пути, проторенному ранее Volkswagen с New Beatle и BMW с New Mini.
Общими силами
Дизайн нового старого автомобиля был создан при помощи поклонников модели, высказывавших свои пожелания на сайте www.fiat500.com.
То, что получилось у инженеров, конструкторов и дизайнеров FIAT, поклонники увидели 4 июля 2007 года на автосалоне в Турине (премьеру нового Fiat 500 приурочили к полувековому юбилею легенды). Автомобиль произвел фурор, и это еще очень скромно сказано. Международное независимое жюри из 58 журналистов присудило «Пятисотому» звание «Автомобиль 2008 года». В ежегодном европейском конкурсе EuroCarBody 2007 Международной автомобильной ассоциации Fiat 500 стал победителем за лучший кузов.
Что же это такое — новый Fiat 500?
Близкое знакомство
Ответ на этот вопрос я получил сначала на парижских улицах, где Fiat 500 — всех цветов радуги — едва ли не самый распространенный сегодня автомобиль. Маленький и маневренный, на парковке много места не занимает — именно такой нужен мегаполисам. А продолжилось знакомство на стоянке около редакции, где белый малыш вот уже два дня привлекал внимание клиентов и охранников. Мультиключ помог попасть в промороженный салон, выдержанный в снежно-белом тоне.
Как, наверное, помнят читатели, у автора этих строк есть опыт общения с репликами легенд — по Mini Cooper Clubman. Что можно сказать? С одной стороны — много общего. С другой… А вот с другой — ну, ничего такого.
Общее — это оформление приборной панели. Ее центр — несколько концентрических кругов, по дугам которых бегают красные стрелки. Внешний круг — спидометр, оцифрованный до 220 км/ч. Может ли малютка Fiat разогнаться до такой скорости? Наверное, не может. Да я бы и не советовал.
Средний круг — тахометр, размеченный до 8000 об/мин.
И, наконец, внутренний круг. Это, с одной стороны, экран трип-компьютера, с другой — электронное табло уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Все просто и понятно.
Прочие круги и дуги вписаны в интерьер. Это и козырек приборной панели, и элементы управления медиасистемой и микроклиматом, и дефлекторы… Наконец, самый большой круг — немаленький руль, обшитый белой кожей.
Объединяет — точнее, собирает все детали в единое целое — вставка под цвет кузова. Судя по звуку, она пластиковая. А вот 50 лет назад, похоже, была металлической.
Что еще упомянуть? Ну, например, систему Blue&Me, которая устанавливается на некоторых модификациях и работает, как hands-free. На более дорогих версиях навигационная система позволяет подключать MP3 плеер и даже читает вслух SMS…
Пока исследовал салон, тактильные ощущения ушли на второй план. Но вскоре сами о себе напомнили. Да, в отличие от Mini салон откровенно тесен… Найти в нем свое положение при моих 180 см непросто. Правое колено упирается в центральную консоль, на которую вынесена коротенькая «кочережка» механической 6-ступенчатой коробки передач. Левое — в водительскую дверь. Настройки сидения — механические, и передний пухлый, но очень жесткий валик откровенно давит снизу на бедра, отчего ноги быстро затекают и устают. Исправить положение можно, только сильно наклонив само сидение вниз. Хотя… Я провел за рулем машины много часов, но удобного положения — для себя — так и не нашел. Емкостей под мелочи мало. Как такового бардачка нет. Вместо него — неглубокий и малогабаритный «карман». Еще один — под сигаретную пачку — слева от руля. Под консолью — две круглые емкости, одна занята переносной пепельницей. Понимайте как хотите — с одной стороны, машина для некурящих, с другой — кури, если в салоне больше никого нет. Тем более что прикуриватель имеется.
Поскольку дверей только две, попасть назад можно одним способом — откинув спинку переднего сидения и сдвинув само сидение вперед. И пы-та-ем-ся залезть назад… Если вы не ребенок, сделать это весьма и весьма проблематично.
Багажник — как насмешка, но два-три пакета с продуктами туда поместятся. Не более того.
Впрочем, хватит ходить вокруг да около. Надо ехать. Тем более что путь неблизкий: пресс-парк компании SOLLERS, которая торгует в России «Фиатами», переехал в подмосковное Голицыно.
Под шум твоих колес
Выезд из центра на МКАД стоял. Поэтому решил добраться по Ленинградскому шоссе до Сокола, потом до Третьего кольца, по нему — до Хорошевки, с нее — на Краснопресненский проспект, и уже по нему — на МКАД. Маршрут был похож на огромную буквы П, где каждая ножка — длиной по 20 километров, и перемычка — километров 10.
Путь этот растянулся на два часа (только по городу). И тут я понял, насколько же малютке не хватает в данной комплектации хоть плохонького, да автомата! Конечно, круглый набалдашник рукояти КПП находится буквально в 10 сантиметрах от «бублика»… Но все равно — с первой на вторую, редко — на третью. И постоянно — сцепление-газ-тормоз-сцепление… Вот бы где пригодился роботизированный 6-ступенчатый Dualogic, казалось мне тогда (я ошибся, но об этом — в следующем номере).
Но вот, наконец, удалось выехать на МКАД. Здесь было посвободнее, и я решил разогнаться… Тем более что под капотом стоял новый 1,4-литровый 16-клапанный двигатель (100 л.с., 131 Нм) с системой VVT и режимом «Sport». Так что можно было «зажечь». И я попытался. Не могу сказать, что «стремительное ускорение вдавило меня в спинку сидения», но разницу между обычным и спортивным режимами я прочувствовал.
Но что это?! Откуда взялся весь этот шум, напрочь забивавший лившуюся из динамиков музыку? Это, как выяснилось, «работал» целый ансамбль, состоявший из двигателя и четырех зимних покрышек Kumho. Шум получился неслабый… Я представил себе дальнюю дорогу на Fiat 500 по зимней трассе. Я вообще люблю дальние дороги — чтоб от 500 до 1000 километров. Но если на таких покрышках — я ж к концу первой сотни с ума сойду!
Конечно, с другой стороны — автомобиль получился быстрый и очень маневренный. С типичной для итальянцев азартной управляемостью, с информативным рулем и хорошими тормозами. Но все-таки он — южанин. Его легко себе представить на булыжных мостовых того же Парижа или плиточных — Рима… Но не в заснеженной России.
Можно рассматривать Fiat-500 и как второй автомобиль в семье. Я, например, был бы не прочь его приобрести для своей супруги — настолько он прикольно смотрелся бы летом (зимой я ее за руль не пускаю).
Но главный минус все-таки не сезонное предназначение машины. А ее цена, которая стартует с отметки в 555 тысяч рублей. Для сравнения — Mini One дороже всего на 130 тысяч (или 4,5 тысячи долларов). А топовая версия (пока без автомата, они еще не поставляются) потянет почти на 600 тысяч. При взгляде на прайс-лист и всплыло в памяти название фильма, вынесенное в подзаголовок.
Все-таки полмиллиона за эту кроху в условиях кризиса — это грабеж, по моему личному мнению. Компания за первый год планировала продать 120 тысяч «пятисотых». Не знаю, удалось или нет, но если удалось — без помощи России. Да — реплика легенды, да — очарователен, приколен. Но не более того. Сегодня, увы, не время в игрушки играть.