Ласковый ураган
Когда автопроизводитель называет свою очередную модель «Сирокко» (по имени сухого и пыльного ветра из глубин аравийских пустынь) — это интригует.
Неужели создатели первого поколения Volkswagen Scirocco в 1974 году ассоциировали свое детище с достаточно противным погодным явлением средиземноморского побережья Европы? Или просто слово понравилось?Тем не менее название прижилось, и сегодня перед нами третье поколение модели. Хотя по гамбургскому счету называть Volkswagen Scirocco новой моделью можно с натяжкой. Это только в России машина недавно поступила в продажу, а граждане объединенной Европы гоняют на этом трехдверном хетчбэке как минимум полтора года. Производитель с убийственной немецкой серьезностью утверждает, что это «доступный спорткар на каждый день». Насколько сей постулат соответствует действительности, мы выясним позже, а для начала стоит оценить стати «скакуна».
Наружный осмотр приводит к однозначному выводу: внешний дизайн третьего поколения «ветреного мальчика» из плодовитого семейства автомобилей «Volkswagen» в любом случае заслуживает только положительных эпитетов. Сразу видно — эта машина просто обязана уметь ехать. Стремительно-раскосые блок-фары головного света, подчеркнуто аэродинамичный профиль, стильно-пухловатые «щечки» выпуклых выштамповок на боках… Каждая мелочь призвана демонстрировать всем окружающим бьющую через край индивидуальность и непереносимое без применения средств индивидуальной защиты чувство стиля обладателя этого, без сомнения, «породистого» авто. Подобные чувства не покидают наблюдателя до тех пор, пока он не окажется в тылу этого купе. Лицезрение «кормы» VW Scirocco вызывает отчетливую мысль: «И где же я это видел, а?» А мы вам напомним где!
При всем уважении к дизайнерам группы «Audi-Volkswagen» даже человек, чья «эстетическая мышца» атрофировалась еще при зачатии, заметит, что своей задней частью Scirocco сильно напоминает «корму» самой мелкой модели «одного известного шведского автопроизводителя». Как говорится, все понятно: «творческое переосмысление» и тому подобное… Но что-то слабо переосмыслили, хочется заметить. Кто бы спорил: оформление задней части машины «а-ля дамский кринолин» — ход в стилистическом смысле выигрышный, но, к сожалению, уже неоригинальный. Однако, как бы то ни было, общее впечатление авто производит замечательное. Машина получила броскую внешность отчетливо «околоспортивной» направленности. Что, собственно, от дизайнеров и требовалось.
Внутреннее пространство оставляет достаточно двойственные впечатления. Проникнувшись броской внешностью Scirocco, от его интерьера ожидаешь чего-то подобного. Открываешь дверь, садишься и… понимаешь, что оказался в Golf V! Спина и «пятая точка» вступают с визуальными и тактильными ощущениями в оживленную дискуссию, так как сиденье тут явно не «стандартно-гольфовское». Это, конечно, не спортивный «ковш», какие порой обнаруживаешь в салоне того или иного авто класса «бешеная табуретка», но ощущения похожи! В конструкции сиденья найден очень удачный компромисс между комфортабельностью и четкой фиксацией тела пилота. Единственный нюанс, выявившийся в ходе общения с машиной, — небольшое неудобство при посадке на водительское место человека ростом выше 180 см. Приходится пригибать голову, знаете ли. Но на самом деле это издержки класса машины — подругому тут и быть не может. Второе и, пожалуй, последнее существенное отличие салона энергичного Scirocco от внутренностей строгого в своей правильности Golf — треугольные дверные ручки. Вот и вся разница. Более мелкие детальки интерьера Scirocco, конечно, пытаются что-то противопоставить всеподавляющей «гольфообразности», но без особого успеха, надо признать. А так — все на своем месте, все по-немецки эргономично, удобно, практично… Сзади имеются два сиденья. Но более или менее комфортно там себя могут чувствовать лишь седоки небольшого роста: для ног места отчаянно мало, хотя между макушкой и крышей места хоть отбавляй. Но это тоже «закон жанра»: на заднем диване такого авто транспортируют исключительно юных дам. В крайнем случае маленьких детей.
Но это все прелюдия. Scirocco вполне подходит на роль машины, приобретаемой ради имиджа. Однако главная причина покупки этой модели находится под капотом: двухлитровый 200-сильный турбомотор семейства TSI. А в паре с ним трудится великолепная двухдисковая роботизированная коробка передач DSG. Достаточно только услышать об этом сочетании, чтобы представить, как должна уметь ездить машинка массой 1300 кг. В принципе на этом можно было бы и завершить рассказ о новинке: критиковать динамику машины и работу мотора и трансмиссии не за что, нахваливать — банально…
Но как же сложно удержаться от этой банальности! Резко нажимаешь на педаль газа, мотор взревывает, машина неукротимо разгоняется… В спортивном режиме шума в салоне еще больше. В этом случае умненькая «коробка» забывает об экономичности и до последнего держит обороты максимальной мощности. Кстати, об экономичности. Декларируемые производителем 10,5 л/100 км в городском цикле становятся реальностью, если только с педалью газа обращаться исключительно на «вы», целомудренно не позволяя себе никакой фамильярности. В реальном движении, когда, следуя зову крови («Какой русский не любит…» и т.д.), распускаешь внутренний «ограничитель скорости», цифры среднего расхода топлива на мониторе бортового компьютера с легкостью возрастают в среднем на литр. А уж если «давить на все деньги», как того заслуживают эти мотор и коробка передач, то и 15 л/100 км не покажутся чем-то запредельным.
«Лепестки» подрулевого переключения передач, как оно чаще всего и бывает, особой практической пользы не приносят. Да, иногда тянет поиграть с ними, подражая пилоту гоночного болида. Однако в подавляющем большинстве случаев вмешиваться в алгоритмы работы «коробки» позывов не возникает — сама прекрасно справляется. И подвеска тут близка к идеальному компромиссу. С одной стороны, она позволяет постоянно жестко контролировать машину, а с другой — не вытряхивает из вас душу, как в случае с классическим «городским GT». И в быстрых поворотах не приходится бороться с машиной, из-под палки загоняя ее на нужную траекторию. Наоборот, настройки подвески и электроника чуть ли не кричат: «Чего изволите? Сей секунд исполним, начальник!» И не ждите от Scirocco душераздирающего рева глушителя, столь милого сердцу дворового гонщика и стихийного тюнингера. Не получится с его помощью тешить собственное эго, дирижируя заунывными переливами сработавших сигнализаций припаркованных машин. Да, мы спортсмены и вообще «крутые» ребята, но очень дисциплинированные, как и положено настоящим бюргерам: буянить можно, но только строем и по команде полицейского…
В общем, не обманули фольксвагеновские маркетологи: Scirocco похож на «доступный спорткар на каждый день». В этой машине в отличие от настоящих «городских зажигалок» можно без какого-либо насилия над собственной личностью ежедневно перемещаться по городу. И именно поэтому называть «ветреного мальчика» спорткаром язык не поворачивается, несмотря на все его динамические подвиги. Ну нет в Scirocco настоящего спортивного духа! Куража недостает. А потому он не «спортсмен», а скорее неплохо накачанный «физкультурник». Впрочем, для машины на каждый день это свойство можно однозначно отнести к достоинствам. Однако доступность новинки — понятие довольно условное. Цены начинаются с 940 000 рублей за авто со 160-сильным двигателем 1,4 TSI и механической КП. А за машину в той комплектации, что побывала в наших руках, дилер попросит как минимум 1 148 576 рублей.
Volkswagen Scirocco впервые был представлен на Женевском автосалоне в 1974 году. Тогда на Scirocco устанавливали три двигателя: объемом 1,1 л мощностью 48 л.с., 1,5 л (65 л.с.), а самый быстрый Scirocco оснащался двигателем объемом 1,5 л с двумя карбюраторами Zenith, выдававшими 70 л.с. при 5800 об/мин. Автомобиль разгонялся до «сотни» за 12,4 секунды. Максимальная скорость — 160 км/ч. Начало продаж Scirocco II пришлось на 1982 год. Поначалу на машины ставились двигатели от предшественника мощностью от 60 до 110 л.с. Последний Scirocco второго поколения сошел с конвейера 10 сентября 1992 года. А в 2006 году «Volkswagen» объявил о возрождении модели и в 2008 году начал ее продажи.