Разное-интересное

Honda FCX Clarity: первая ласточка

Honda FCX Clarity: первая ласточка

Никто не верит, что когда-нибудь «водородомобиль» можно будет купить в автосалоне. А особо злые языки в среде аналитиков вообще прямо говорят, будто автомобили на топливных элементах нужны, прежде всего, самим автоконцернам, которые получают налоговые льготы под их разработку.

…Но вот, что-то скрипнуло, и колесо «нового транспорта», хоть и не завертелось, но уже провернулось. Honda объявила о начале реализации сначала в США, а затем – и вЯпонии седана FCX Clarity, который станет первым серийным водородным автомобилем. Для тех, кто уже позабыл, вкратце напомним о такой технике. Центральным агрегатом «водородомобиля» является блок топливных элементов или электрохимический генератор. Он представляет собой контейнер со множеством ячеек (собственно топливных элементов), в где соединяются водород (из баллона) и кислород (из атмосферного воздуха), при каковой реакции образуется вода и возникает электрический ток, вращающий мотор. Теоретически тут все просто, однако реализация такого реактора на практике сложна и дорогостояща.

Honda FCX Clarity

Разработка генератора является т. н. наукоемкой сферой, поскольку для изготовления топливных ячеек требуются специальные материалы и технологии. В связи с тем, что водород взрывоопасен, нужен целый комплекс мер – используются специальные емкости с пористым наполнителем, строится разветвленная система из датчиков и клапанов по защите от взрыва. Можно спросить, конечно: зачем нужны все эти трудности? Из-за электромотора! Работает без выхлопа, малошумен, очень надежен и долговечен, при этом почти не требует обслуживания.

Силовые характеристики просто изумительны: крутящий момент (упрощенно) одинаков на любых оборотах: дали ток – и сразу получили максимальную тягу на колесах. А вот источник питания – в высшей степени неудобный: если бензин можно залить за три минуты и ехать дальше, то громоздкий и тяжелый аккумулятор приходится заряжать по нескольку часов.  Вот почему нужно было такое устройство, которое могло бы вырабатывать ток, и при этом его можно было бы постоянно (и за короткое время) перезаправлять. Таким устройством и стал электрохимический генератор.

Впервые автомобиль на топливных элементах был представлен в 1966 г. компанией General Motors. Он назывался GM Electrovan и представлял собой микроавтобус, у которого практически весь грузовой отсек занимали баллоны с кислородом и водородом, а также сам электрохимический генератор. Машина оказалась абсолютно нежизнеспособной, и о технологии благополучно забыли.

«Второе дыхание» открылось в 1994 г.: когда публике показали Mercedes-Benz (тоже микроавтобус) на водороде. Вскоре в разных частях света начали появляться подобные концепты – современные материалы и технологии открывали для электрохимического генератора новые перспективы. Ныне уже во всех классах автотранспорта – от больших сочлененных автобусов до двухместных спорткаров – есть концепт с надписью «Fuel Cell» на борту. А теперь и долгожданное серийное воплощение: готовьте денежки!

Раскошелиться, правда, предлагается весьма узкому кругу лиц – жителям штата Калифорния, где будут расположены единственные 10 водородных заправочных станций. Впрочем, предполагается, что сеть водородных АЗС будут расширять. Пожелавшим приобрести «водородомобиль» калифорнийцам машина будет предлагаться по схеме возвратного лизинга (т. е. в аренду) сроком на три года при ежемесячном платеже в $600, в которые входят стоимость ТО и страховка. Доступна машина будет с лета нынешнего года.

Условия не выглядят такими уж нереальными, учитывая количество проживающих в штате воротил бизнеса и голливудских звезд. На них, собственно, все и рассчитано. Когда от лимузинов ломятся гаражи, а новенький «Феррари» и «Ламборгини» оказывается таким же, как у соседа, поневоле потянет на экзотику.

На чем, кстати, в свое время удачно въехал на американский рынок гибридный Toyota Prius, который активно стали покупать голливудские деятели, желая показать свою экологическую сознательность. Honda отнюдь не случайно сделала совершенно новый кузов, а не стала внедрять новую силовую установку в одну из уже готовых моделей. Это, как помнится, подвело Civic Hybrid, которая сильно уступала Prius по продажам.

«Гибридная» Honda отличалась от обычной только малозаметной шильдой – в то время как Toyota Prius была отдельной моделью, видной издалека, что среди владельцев этой машины создавало своего рода «кастовость». Весь опыт в Honda учли и выпустили модель сугубо оригинальную – как технически, так и внешне.

Honda FCX ClarityHonda FCX Clarity

Впрочем, дизайн у машины – самый «гражданский» и уравновешенный. Ни йоты футуризма: обычный шоссейный седан с обликом в мейнстриме нынешней автомоды. Салон тоже не похож на кокпит летающей тарелки – все выдержано в «технологичном» стиле. Сюда органично вписываются и современные «виртуальные приборы», которые отображаются на ЖК-дисплеях. Очевидно, создатели Clarity ориентировались, опять-таки, на хороший опыт Prius, внешность которой вполне запоминающаяся, но не кричащая. Но, разумеется, водородной Clarity придется куда сложнее, нежели «гибридам»: уж очень необычен, в техническом плане, автомобиль, практически отсутствует инфраструктура. И пускай шаг Honda больше напоминает маркетинговый ход, запуск на рынок Clarity все равно вызывает уважение. Так что, стоит пожелать «первой ласточке» удачного полета. А там, глядишь, начнут прилетать и другие.

Но даже если скептики окажутся правы, и водородные технологии продемонстрируют полнейшую бесперспективность – все равно: чем больше машин, хороших и разных, – тем интереснее.

P.S. Кстати, любопытно: захочет ли губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер иметь в своей коллекции автомобилей водородную «Хонду»? А сколько всего найдется желающих обладать Clarity? Мы намерены следить за успехами этой машины самым внимательнейшим образом.



Партнеры: