Автобудущее
Краска-«ХАМЕЛЕОН»
Надоел цвет своей машины? Нажмите на кнопку – и она из зеленой превратится в красную, синюю, желтую или белую: на выбор. Такое стало возможным благодаря созданию парамагнитной краски – полимера с содержанием железа, который меняет цвет машины в зависимости от силы электрического тока.
Впервые концепты-«хамелеоны» были созданы еще в 90-х годах: когда были показаны модели Ford Mustang GT и Cobra, способные становиться либо зелеными, либо бордовыми.
Сейчас техника шагнула дальше – так, Nissan анонсировал покрытие, которое может принимать все цвета радуги. Правда, при выключенном зажигании цвет машины всегда будет одним – белым.
Ожидается, что в серийное производство «хамелеоны» будут запущены уже в 2010 г.
Единственный вопрос: как регистрировать такую машину и что писать в документах в графе «цвет»?
Внешний айрбег
Подушки безопасности внутри салона уже стали нормой. В будущем, возможно, нормой станут и наружные айрбеги. По замыслу конструкторов, установленные в бамперы, они будут автоматически срабатывать по сигналу датчиков буквально за секунды до столкновения.
Польза внешних айрбегов очевидна – они позволяют значительно снизить травматизм пешеходов при наезде на них, а также уменьшить степень повреждения самих автомобилей при столкновении друг с другом.
Сейчас работу над внешними подушками безопасности ведут конструкторы многих мировых автопроизводителей. Главная задача, которую им остается решить, – создание надежных радаров-датчиков и правильного алгоритма срабатывания. Приблизительный срок начала серийного внедрения – 2010- 2015 г.
Электропривод клапанов
Идея управлять клапанами двигателя не механически, через распредвал, а посредством электромагнита уже более 10 лет витает в воздухе, появляясь то тут то там на разных стендовых моторах.
Без всякого преувеличения, конструкторы бьются за нее смертным боем. Еще бы, ведь элек тропривод дает возможность управлять каждым клапаном в отдельности, регулируя время его открытия и высоту.
Все это позволяет достичь точнейшей регулировки двигателя на всех режимах в любой момент времени.
Вроде бы, после стольких трудов и экспериментов системы с электроклапанами должны быть почти «на выходе». Но продвинутым автовладельцам придется еще немного потерпеть: по самым оптимистичным оценкам, такие моторы станут серийной продукцией не ранее 2012 г.
Управление «по проводам»
Концепция «drive-by-wire» тоже уже несколько лет ездит по различным авто-шоу, где показывают машины с джойстиком или штурвалом (вместо руля и педалей).
На полигонах проблем не возникает: управляются такие концепты просто замечательно. Но пока отказаться от механической связи «руль-колеса» инженеры не могут: кто даст 100% гарантию того, что электроника не откажет в самых важный момент, и машина не выйдет из повиновения?
Однако потихоньку к «управлению по проводам» конструкторы подбираются. Примерный срок появления серийных образцов – 2015-2020 гг.
«Накреняемые» колеса
Эту идею подсказал автоконструкторам вид мотоцикла, входящего в поворот. Так почему бы не внедрить что-то подобное и на автомобиле, колеса которого также кренились бы вправо или влево? Можно пойти и еще дальше, оснастив такое шасси целой системой настроек, заставив, например, во время экстренного торможения – колеса несколько разъезжаться в стороны.
Разработки такой системы несколько лет ведутся автоконцернами. Особенно в этом преуспел Daimler, показавший несколько концептов с «кренящемися» колесами.
По прогнозам, в серийное производство машины с такими шасси могут быть запущены в 2010-2015 г.
Связь «автомобиль-дорога»
До сегодняшнего дня вся «нечеловеческая» связь автомобиля с дорогой исчерпывается пятном контакта шины с покрытием да автоматическими камерами слежения за скоростью.
Но скоро, возможно, все изменится. Идея не нова: оснастить дороги специальными передатчиками, которые будут поставлять на бортовой компьютер всяческую информацию – например, о пробках, состоянии дорожного покрытия, внезапно возникшей опасности и т. п.
Одним из последних проектов, предназначенных для крупных городов, является передача видеоизображения с наружных камер на зданиях на монитор мультимедийной системы.
Водитель сможет видеть себя в потоке «с высоты птичьего полета», посмотреть, что делается на других улицах и выбрать правильный маневр и маршрут.
Технически все это можно реализовать уже сегодня. Единственное препятствие – цена проекта. Впрочем, подвижки есть, и испытания системы в Европе начнутся в 2010-2012 гг.
Система распознавания дорожных знаков
Опытные образцы такой системы уже проходят обкатку. Суть ее проста: встреченный на дороге знак отображается на мониторе. В зависимости от его важности водитель слышит определенный звуковой сигнал.
Построена система на основе видеокамер, соединенных с процессорным блоком, куда заложена программа распознавания. Тут уж не скажешь инспектору: «Извините, знак не заметил»…
В дальнейшем планируется сделать эту систему активной: машина будет автоматически снижать скорость согласно цифре на знаке, начнет сама останавливаться перед «кирпичом» или знаком «STOP». Первое поколение подобной системы планируется выпустить уже в 2009 г.
Модули связи
Инженеры считают, что водителям часто бывает необходимо пообщаться друг с другом. Но как докричаться до едущего в 15 м? Для этого предлагается все автомобили оснастить связанными с бортовым компьютером модулями связи – своего рода встроенными сотовыми телефонами, номера которых (опреде ленная часть цифр) будут совпадать с номером машины.
Согласитесь, это удобно: если кто-то подрезал тебя, нет нужды высовываться в окно и орать: «Каз-з-з-ел!!!». Можно просто отправить сообщение.
По прогнозам, в серийном производстве система может появиться в 2015 г. Однако даже в спокойной Скандинавии проект вызвал сомнения. Что же будет твориться у нас, появись на всех новых машинах подобный девайс, представить страшно…
Система контроля за водителем
В будущем все разрозненные нынешние системы а la «антисон», «антиалкоголь», «антистресс» соберут воедино. До кучи добавят сканер положения лица и глаз, который будет следить за тем, чтобы водитель смотрел на дорогу, а не на свою пассажирку.
И если он в течение определенного времени долго не смотрит на дорогу (или радар фиксирует препятствие), система сначала выдаст предупредительный сигнал, а затем включит автоматическое торможение автомобиля.
Короче, вскоре мы получим тотальную слежку компьютера за человеком. Для блага последнего, разумеется. В серийное же производство «электронного старшего брата» планируют выпустить в 2015 г.