На душе – Тосно
(1) На Московское шоссе выезжаем с Витебского проспекта – так есть шанс избежать плотного движения в районе станции метро «Звездная». Хотя в последние месяцы эта часть пути не вызывает проблем: открытие КАД с хорошими развязками позволяет выбраться из города разными путями.
(2) Первые заторы почти наверняка будут сопровождать вас в районе «Ленты»: дорога здесь узкая и сдобрена парочкой светофоров, так что пробки – дело привычное. Кроме того, рядом – большие стоянки неповоротливого грузового транспорта
(3) Разделительная полоса на Московском шоссе – залог безопасности дорожного движения. Она тут просто необходима, поскольку практически прямая дорога с хорошими покрытием и обзором являет собой непреодолимый соблазн для «обгонщиков».
В результате по количеству тяжелых аварий безумно напряженное Московское шоссе – пожалуй, лидер в регионе.
(4) Пейзажи за окном однообразны и скучны. Летом все это выглядит несколько веселей, но зимой картина удручает. Московское шоссе – может, и лучшее по асфальту, но определенно самое некрасивое в области.
(5) Крупная развязка в сторону Гатчины и Кировска. Отличный ориентир, если хотите попасть в Тосно: решающий поворот – менее чем через километр.
(6) А вот, собственно, и указатель: тут главное не «проспать» и свернуть на старую московскую дорогу. Еще 10 лет назад пусть на столицу лежал непосредственно через центр Тосно. Сейчас же большинство машин обходят город – и слава Богу.
(7) Последние километры перед Тосно оправдывают свое название: дорога действительно старая…Особенно это ощущаешь после ровного полотна Московского шоссе. Но не будет слишком привередливы – в области есть дороги много хуже.
(8) Ну вот: каких-нибудь 30 мин езды от города – и мы в Тосно!
Пейзажи здесь тоже не самые привлекательные: покосившиеся деревянные домики соседствуют с бетонными постройками советской эпохи.
И порой даже не верится, что дороги Тосненского района дважды (!) признавались лучшими в России.
(9) На обратном пути ничто не разбавляет унылость пейзажа, кроме, разве что, забавной избушки – детище близлежащей птицефабрики. Ее и будем считать ориентиром поворота на Ульяновку. (Кстати, деревень с таким названием две: она непосредственно на трассе, другая в пяти километрах от шоссе).
(10) Возвращаться тем же путем нет эмоциональных сил. Попробуем вернуться в город по-другому: может, что-нибудь интересное ждет нас рядом с дорогой на Москву? …Въезжаем в Никольское. О его достопримечательностях расскажет подробная схема с указаниями, куда и как проехать.
(11) Самый красивый пейзаж за всю поездку: в Никольском построена изумительная деревянная церковь. Неподалеку – знаменитые Саблинские пещеры, но их мы посетим отдельно.
(12) Обратно решили ехать через Колпино, за что и поплатились – на ж/д переезде мы потеряли 40 мин, ожидая проезд «скорого» поезда…
Наши оценки маршрута:
Критерий | Оценка | Пояснения |
Дорога | 4 | Если бы не плотное движение, Московская трасса была бы вне конкуренции в области: по две полосы в каждую сторону, ни единого поворота, хороший обзор. А что до скучного пейзажа… По этой дороге не возят туристов. |
Асфальт | 4.5 | На пути в Тосно асфальт очень хорош. Да и участок старого шоссе не столь безнадежен. |
Достопримечательности и развлечения | 2 | Как уже отмечалось, Тосно – не туристический центр, да и Московское шоссе на протяжении 30 км не изобилует памятниками старины. |
Питание | 2.5 | Неожиданно слабое. Видимо, считается, что дальнобойщики перекусили в городе и еще не успели проголодаться. Или потерпят до Петербурга. |
АЗС | 5 | Вот с заправками никаких проблем нет. Их много – на любой вкус. |
Автосервис | 4 | СТО на трассе чуть поменьше; большинство из них рассчитано на грузовой транспорт. Но, в целом, картина радостная. |
Тосно
Первое упоминание о Тосно в письменных источниках относится к XV в., но возникло это поселение значительно раньше. В новгородской «Переписной окладной книге» 1500 г. упоминалось о «деревне Тосна Матуево на реке Тосной».
Территория, по которой протекает река Тосна, входила в состав древнерусского Новгородского государства. Весь этот край назывался Водской Пятиной: то есть пятой частью владения Великого Новгорода. Пятина делилась на несколько погостов. Земли вокруг Тосны, Ижоры, Невы и других рек включались в Ижорский погост.
В конце XV столетия московским государем Иваном III все новгородские земли, в том числе и Водская пятина, были присоединены к Московскому государству.
В 1611 г. ижорскую землю захватили шведы. Шведское правительство стало переселять в этот край финских крестьян, потомки которых живут тут и поныне.
Возведение Петербурга требовало огромного количества строительного материала. Заготовляли его на прилегающей к городу территории: в частности, в районе реки Тосны, где были обнаружены большие залежи бутовой плиты (щебень из нее по твердости не уступает гранитному).
По указанию Петра I были созданы селения Мишкино, Чернышево, Перевоз и Никольское. Сюда из центральных губерний России переселяли крестьян, знакомых с разработкой камня и выделкой извести.
И сегодня, в отличие от других городов-сателлитов, расположенных к югу от Санкт-Петербурга, Тосно скорее не культурный, а промышленный центр. В городе работают несколько иностранных предприятий: «Тосно-Эра (Henkel)», «Caterpillar» и завод по производству сантехники испанской компании «Roca Group».
Из достопримечательностей, интересных туристам, можно отметить лишь Историко-краеведческий музей и несколько памятников Великой отечественной войны. Соответственно, гостям Северо-Запада России, Тосно интересен куда менее Пушкина, Гатчины или Ломоносова, что сказывается на инфраструктуре города.