Главный конструктор АВТОВАЗа не боится китайского автопрома
– Василий Евгеньевич, за последнее время «АвтоВАЗ» обрушил на покупателей прямо-таки невиданное, по российским меркам, количество новинок: появилась «Калина-универсал», вот-вот начнет сходить с конвейера «Приора-хэтчбек». Вошел в серию 16-клапанный мотор 1.4. В чем секрет подобной активности?
– Разработки «ВАЗа» всегда были актуальны. Просто сейчас у нас появилось больше возможностей для воплощения своих идей в жизнь. Не последнюю роль в этом сыграла стабильная экономическая ситуация в стране. Но, учитывая, что Волжский автозавод – предприятие, рассчитанное на массовое производство машин, мы можем позволить себе выпуск только той продукции, которая разойдется большим тиражом.
То есть появление новинок продиктовано обострившимся спросом на компактные, современные автомобили. Ну а мотор 1.4 является отличным выбором по соотношению «мощность-экономичность» – такой двигатель покупатели ждали давно.
– Когда же мы увидим автомобили с «автоматом» и дизельным мотором? Ведь такие проекты были…
– Да, такие машины семейства «Калина» – с агрегатами Peugeot – были построены, но лишь в качестве опытных образцов. Дальнейшая судьба автомобилей лежала уже в экономической плоскости, вот тут работа и забуксовала. Дело в том, что проект получился довольно дорогим, и на серьезный спрос рассчитывать не приходилось. А по нашим расчетам, чтобы машину покупали, удорожание Калины с «автоматом» не должно превышать 20 000 руб.
Пока доступных агрегатов мы не нашли. В будущем же рассчитываем, что и коробку, и дизельный мотор мы получим от Renault, которой сейчас принадлежит блокирующий пакет акций «АвтоВАЗа».
– Проект полноприводного автомобиля класса В тоже «не пошел»?
– Сейчас разработки в этой сфере приостановлены. Изучив спрос, маркетологи пришли к выводу, что покупателю гораздо важнее иметь большой выбор опций, нежели типа привода. Мы в конструкторском отделе провели большую работу, и результат вы можете видеть в спецификации на машину: сейчас ту же «Калину» можно заказать в 68 различных комплектациях. Появились подушки безопасности, преднатяжители ремней, система АBS, климат-контроль…
– Но почему же эти системы не ставились на «Лады» раньше? Ведь они разработаны сторонними фирмами, следовательно, дело было – лишь в адаптации…
– Вы правы: дело в адаптации. И не только к автомобилю – покупателя тоже нужно было «подготовить». Дополнительное оборудование неизменно скажется на конечной стоимости, а значит, мы легко можем выйти из той ценовой ниши, в которой у нас традиционно сильные позиции.
Перед запуском машин были проведены маркетинговые исследования, которые показали, за что сегодня покупатель реально готов доплатить, а за что – нет. Так что, набор опций продиктован изменившемся спросом, если хотите – менталитетом людей: даже недорогой автомобиль должен быть безопасным и комфортным.
– Василий Евгеньевич, а что, если Renault не захочет вкладываться в модернизацию «Лад» и сделает из «ВАЗа» очередную площадку по сборке своих машин?
– Нет! Хотя, признаться, слухов по этому поводу ходило масса. Знаете, когда французская делегация посетила конвейер, на котором собирается «Калина», их специалисты были просто поражены, как современно налажен процесс работы.
Чего стоит покрасочная линия Eisermann, построенная полностью в новом цеху! Такое производство нужно развивать и наращивать, а не открывать взамен «отверточную» сборку.
К тому же, в Renault высоко оценили перспективы развития «классики». Где еще в Европе найдется полноценный автомобиль класса В за пять-шесть тысяч долларов, да еще соответствующий нормам токсичности Евро-3?
Автомобили пройдут модернизацию, чуть видоизменятся внешне, но с конвейера самая доступная машина ВАЗа уйдет еще не скоро.
– Какие новинки ждут нас в ближайшее время?
– Этой весной стартовали продажи уже упомянутой «Лада Калина» в кузове универсал, в начале лета будет официально представлена серийная модель «Лада Приора» (хэтчбек). К 2009 году запустим в серию и универсал. Что касается совместных проектов с Renault, то мы планируем наладить производство нового семиместного универсала Logan. Естественно – под маркой «Лада».
Работы над концептом «Проект С» не приостанавливаются, но говорить о серийном производстве машины пока преждевременно: для начала нужно поработать над проектами, которые максимально быстро можно довести до конвейера – прежде всего упомянутый Logan и «Приора-универсал».
К тому же, ведутся разработки для внедрения на модели семейства «Калина» боковых подушек безопасности, подголовников задних кресел. И, конечно же, не за горами рестайлинг: изменения коснутся оптики, бамперов, улучшится отделка салона…
– Василий Евгеньевич, не боитесь, что к этому времени китайские автомобили полностью займут вазовскую нишу – компактных недорогих автомобилей?
– Это довольно популярный вопрос. Хотя косвенно ответ на него дает статистика продаж: наше предприятие реализовало автомобилей в России за предыдущий год в 20 раз больше, чем все китайские, вместе взятые! К тому же, мы ощущаем, что интерес к продукции из Тольятти растет: и у нас, и за рубежом.
Вы бы видели, что творилось на стенде «ВАЗа» на последнем автосалоне в Германии! Практичные немцы подходили к «Калине-универсал» с рулеткой, замеряли салон и просто диву давались, насколько вместительна машина при таких скромных габаритах! Да и цена – от 8600 евро – для европейцев приемлема.
К слову, доверие и у нас, и в Европе к «Ладе» куда выше, чем к машинам из Поднебесной. Не хочу обидеть конкурентов, но пока мы не чувствуем давления со стороны китайской продукции. У «ВАЗа» – широчайшая сеть дилеров и СТО, да и к серьезным дорожным условиям наши машины приспособлены лучше.
Так что, будем развиваться дальше и радовать новинками – потенциал у нас для этого есть.