Увидеть Ростов и поболеть
Санкт-Петербург – Новгород Великий
Самая приятная и быстрая часть пути. Дорога широкая, качество покрытия хорошее, в ночное время трасса на многих отрезках освещена, а у обочин множество кафе, мотелей и АЗС. Даже постоянные перестановки для обгона вездесущих перегруженных фур на трехполосных участках трассы не вызывают раздражения, благодаря достаточной протяженности полосы для обгона.
Первый отрезок пройден легко и незаметно, так, что мы сделали себе небольшой подарок в виде часовой экскурсии по древнему новгородскому Кремлю, с посещением монументальной Софии и фотографированием у памятника Тысячелетие России. С трудом переборов искушение присоединиться к отдыхающим на пляже Волхова, у стен Кремля, мы отправились дальше.
Новгород Великий – Валдай
Единственная мысль, порождаемая трассой: «Когда же, наконец, отремонтируют главную дорогу страны?!». Ремонт идет и справа и слева подчас одновременно, так, что дорога сужается до двухполосной, а скорость движения сокращается до 20 км/ч. На трехполосных участках в ночное время возникает еще одна проблема – двигаться по центральной полосе становится опасно из-за того, что у встречных автомобилей эта полоса оказывается единственной приспособленной для движения. Однажды и на нас выскочила колонна грузовиков.
Следы фашистской оккупации новгорода? | Чай из самовара, но под дождем. |
Пейзажи вдоль дороги становились все более удручающими, населенные пункты реже, а дома в них ветхие и разваливающиеся. Привычные питерцам бренды АЗС, кроме «Лукойла» исчезли, как и придорожные пункты питания.
Городок Валдай представляет собой хорошую иллюстрацию настоящего состояния русской провинции: с дорогими иномарками в палисадниках старых деревянных домов, с нетрезвыми синелицыми гражданами, в задумчивости стоящими на разделительной полосе, и с обаятельными улочками, которые с XIX в. преображены только асфальтом и фонарными столбами. Обнаружив у дороги необычную ухоженную круглую часовню мы решили ее обследовать и открыли для себя милый музей валдайских колокольцев.
Как оказалось – Валдай в позапрошлом веке был одним из центров колокольного производства в Российской Империи. Выгодное расположение меж двух столиц и постоянный спрос на колокола определили специализацию уездного города. А сегодня можно не только осмотреть экспозицию музея но и позвонить в некоторые экспонаты – они функционируют как и десятки лет назад. Единственное, что вызывает удивление – это терпимость местных работников к любопытным туристам, которые, кажется, только для того и приехали, чтобы ни в склад ни в лад потрезвонить на весь музей.
Валдайские мотивы. | Т-34 на пути встречался нам трижды. |
Валдай – Вышний Волочёк
По пути в Вышнему Волочку дорожная обстановка снова изменилась. Ремонтников уже нет, качество покрытия хорошее, но через каждые 3-5 км встречаются желтые предупредительные знаки примерно такого содержания: «Внимание. Впереди аварийноопасный участок». Все дело в том, что Валдайская возвышенность проявляется в постоянных спусках и подъемах трассы, которая так и остается трехполосной, а дорожную разметку как всегда нанесли, совершенно не учитывая местных геоморфологических особенностей. В результате зачастую перестроения приходится совершать на «гребне волны» или на спусках, и водители встречных машин не всегда оказываются готовы к таким маневрам.
Вышнему Волочку не повезло (а может, напротив, повезло) как Валдаю - трасса проходит прямо через город. Постоянное движение , клубы пыли и единственный светофор на всю М10 до Московской области, видимо, сделали свое дело. Город представляет собой, что-то среднее между Валдаем и радиационной Припятью. Дух великой депрессии витает во всем: от серого бюста Ленина у дворца культуры, до магазина «Продукты. Вино. Водка», от подернутого пылью Дворца детского творчества, до девушек с потерянными лицами, курсирующих шаткой походкой на стоянке дальнобойщиков при выезде из города.
В Клине продвинутое не только пиво. | Турбированные гости Ростова Великого. |
Вышний Волочёк – Клин
С приближением к столице ситуация меняется. Незаметно миновав Тверь и Волгу, замечаешь, что дороги становятся шире, дома вдоль трассы новее и ухоженнее. А уж при въезде в Московскую область и вовсе создается впечатление прибытия в другое государство, где не знают проблем с качеством дорог.
Затратив часть времени на поиски поворота на Дмитров мы двинулись к выезду из города и, неожиданно обнаружили, что движемся по улице Папивина. Тут же утомленное дорогой сознание подсказало, что в Тамани должна быть улица Пастаканукрасного, а в Гжели – Пастограмкина.
София Новгородская в лесах, но открыта. | Новгородский пляж – культура и отдых. |
Клин – Дмитров
Непривычно двигаться по обычной двухполосной дороге, после съезда с магистрали федерального значения, но ко всему быстро привыкаешь. Тем более, что качество дороги не вызывало нареканий. Смущает лишь движение местных жителей, которые знают свою дорогу так, что могут гонять по ней с закрытыми глазами. Поведение вечером некоторых «болидов» наводит на мысль, что водители так и делают. Обгон медленно двигающейся фуры опасен, зато движение у нее «в хвосте» гарантирует защиту от столкновения с местным «шумахером». И в качестве дополнительных предупреждающих знаков выступают придорожные кресты, которые, кажется, покрытии светоотражающей краской...
Ночной Дмитров оказался очень активным: на улицах было много молодых отдыхающих людей, а на дорогах немало автомобилей. Несмотря на усталость с дороги мы не могли удержаться от прогулки по крепостному валу дмитровского Кремля. Самих укреплений уже не осталось, зато с высокого вала открывается замечательный вид на современный город снаружи и на сияющие, в лучах прожекторов, церкви внутри.
И это – дорога меж двух столиц. | Музей колоколов стоит посещения. |
Дмитров – Ростов Великий
Подмосковье и Золотое Кольцо – это холмы Среднерусской возвышенности, дремучие леса кругом и памятники древнерусской архитектуры выскакивающие из-за каждого поворота. Спуски и подъемы выглядят не такими опасными, как на Валдае, хотя и здесь на обочинах встречаются венки памяти тех, кто пренебрег осторожностью. Густая чаща ярославских лесов, кажется, выползает на асфальт стараясь задавить своей массой, а в зелени смутно просматривается то силуэт Снежного человека, то замшелый сруб избушки на курьих ножках.
Миновав Сергиев Посад через советскую застройку мы смогли только мельком из салона автомобиля осмотреть достоинства Переславля Залесского ибо нас сильно торопило начавшееся «Ралли Ростов-2008», проходившее в сосновом редколесье где-то между Переславлем и Ростовом.
Уже к вечеру, исполнив почетные обязанности болельщиков и репортеров мы въехали в Ростов Великий.
Осторожность важна не только после Валдая. | Вышний Волочёк – за 17 лет сменились только флаги. |
Ростов Великий- Верхнее Троицкое (Тверская обл.)
Вечернее солнце окрасило нежным светом стены древнего Кремля, а мы уже были на пути в Углич. Цель пути - село, где, по слухам, есть удобная и база отдыха, предлагающая конные прогулки.
До Углича добрались быстро. И впечатлений от ночного города не много: симпатичные девушки прогуливающиеся парами по плохо освещенным улочкам, незнающие какие города имеются по соседству, и громадное сталинское здание гидроэлектростанции, освещенное прожекторами без малейшей экономии энергии и практической необходимости.
От Углича до Кашина – еще одного промежуточного пункта – идут две дороги. Мы выбрали северный путь, и, как оказалось, – напрасно. Во-первых, в очередной раз убедились, что дорожные атласы выпускаются исключительно для введения в заблуждение танковые колонны противника, продвигающегося к столице нашей Родины. Во-вторых, путешествие по незнакомым местам, с топливным баком, заполненным на четверть, может подарить немало острых ощущений. В-третьих, Ford Ranger имел возможность продемонстрировать многие свои внедорожные способности во время ночных скачек по «дороге с покрытием». Зато мы убедились, что стоит верить словам местных жителей, даже, если к ним подъезжаешь на американской машине, хотя в случае с танком я уже не поручился бы.
На Золотом Кольце – везде памятники. | Храм сохранил не только крест, но и многие фрески. |
Бурю восторга при виде города Кашина успокоила только АЗС, вызвавшая не меньшую радость. Последние километры пути дались очень тяжело, ибо дорога была отличного качества, прямая, как стрела и совершенно пустая. Лучшего снотворного для уставшего водителя в четвертом часу ночи не придумаешь.
База отдыха встретила сонную экспедицию холодными номерами, горячим душем и толстыми одеялами. А выспавшуюся экспедицию поздним завтраком, послушными лошадьми и нервной инструкторшей по верховой езде.
Кафе в Львах: вкусный шашлык и нехитрый санузел. | Туман принес холод и снизил видимость. |
Верхнее Троицкое – Санкт-Петербург
Идею проехать из Тверской области до Питера одним днем и начать движение в шестом часу вечера, нельзя назвать удачной. Задача вполне выполнима, но прибытие в Санкт-Петербург прошло одновременно с утренней зарей.
Тверские пейзажи уже отличаются от подмосковных. Сквозь просветы лесополос и на горизонте еще можно разглядеть облупившиеся стринные церкви, но леса уже лишены духа грандиозности, и они часто перебиваются гнилыми остовами тонких берез и елей торчащими из многочисленных болот.
Ночное Ленинградское шоссе в разы опасней дневного. «Грузовой час-пик» начинается примерно в 21-00, а завершается до 3-00. поэтому иной раз приходится с десяток километров тащиться за каким-нибудь перегруженным «ЗиЛом», а потом уворачиваться от нетерпеливых горячих парней на «десятках» слепящих окружающих своим стильным би-ксеноном. К большому разочарованию бдящие инспекторы ГИБДД, иногда встречающиеся даже вне постов, не успевают заметить большинство правонарушений, зато всегда готовы махнуть жезлом за превышение скорости на 10 км/ч. Ну и ладно. Мы – дома!
Спасительное АЗС Кашина в 3 часа ночи. | База отдыха «Медведь» - зимой более людно. |