Разное-интересное

Техника для безопасности

Техника для безопасности

Техника для безопасности

О том, насколько защищены зрители на раллийных гонках и что в принципе могут предпринять организаторы соревнований, чтобы свести к минимуму последствия возможных аварий, мы поговорили с исполнительным директором Автомобильной федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Ольгой Сивачевой.

– Ольга Николаевна, можно ли сейчас с большей или меньшей степенью достоверности говорить о том, что же все-таки случилось на «Ралли Санкт-Петербург»? Что стало причиной трагического инцидента?

– Пока трудно об этом говорить, так как следствие еще не закончено, но, на мой взгляд (и с этим согласны те специалисты, которые там были), это пример несчастного случая на спортивном соревновании. Место, где все произошло, находится в 10 метрах от дороги в сторону леса и в 21 метре – от той точки, где машина сошла с трассы. Это достаточно далеко. Причем между пострадавшей и автомобилем, который ее сбил, был целый ряд препятствий. Машина, когда сошла с дороги, налетела сначала на наклонную опору осветительного столба, а затем –на сосну. Так что здесь, безусловно, – несчастный случай…

Какие существуют правила для зрителей, посещающих автомобильные соревнования, и публикуются ли они?

– Да, конечно! К каждому соревнованию мы выпускаем специальный листок, в котором даем информацию для зрителей: где проходят соревнования, в какое время, когда разрешен доступ…. И в обязательном порядке в каждом таком листке даются правила безопасности: где можно находиться, а где нельзя. И когда я приехала с того места, где произошла та авария, взяла в руки зрительский листок и просмотрела список этих правил, то оказалось, что они в данном случае зрителем нарушены не были.

Техника для безопасностиТехника для безопасности

Однако я уверена, что есть два момента, которые сыграли роковую роль. Во-первых, нужно слушать остальных зрителей. На раллийных гонках зрители – люди, в большинстве своем, неслучайные; среди них немало бывших спортсменов и тех, кто имеет непосредственное отношение к автомобильному спорту. У них есть понимание того, как движутся автомобили и что в данном конкретном месте может произойти. Когда эти люди говорят, что это место занимать не стоит, нужно к ним прислушаться.

Во-вторых, находясь на автомобильных соревнованиях, нельзя во время прохождения автомобилей отвлекаться от того, что происходит на трассе. Вот это – то, что в данном случае, к сожалению, привело к печальному исходу: зрительница в тот момент не смотрела на трассу. Она там была не одна: другие люди находилось даже ближе к дороге, чем она. Но для нее все закончилось трагически, так как она не следила за происходящим.

А что в принципе способны сделать организаторы гонок, чтобы минимизировать последствия возможных аварий? Насколько, например, действенны применяемые в Европе двойные заграждения в особо опасных местах?

– Безусловно, в этом есть смысл! Причем я видела их установленными даже не в опасных местах, а практически повсеместно, где находятся зрители. Но, в то же время, я видела и последствия «ухода» автомобиля на городской гонке; когда, вылетев на 70 метров (!) от трассы и миновав три уровня заграждения, машина врезалась в толпу зрителей, и были очень серьезные последствия: пострадавших увозили14 машин «скорой помощи»!

Техника для безопасностиТехника для безопасности

Причем там, помимо тройного заграждения, повсюду лежали бетонные блоки 16-метровой длины! Но вылетевший автомобиль объехал их по канаве, хотя, на мой взгляд – а также на взгляд тех людей, которые там находились, – он не мог переехать эту канаву, не перевернувшись. А ведь проехал и не перевернулся!

Необходимо также учитывать тот факт, что спортсмены, даже «потеряв» на какой-то момент контроль над автомобилем, до последнего пытаются восстановить его. Как это было, например, однажды на ралли «Белые ночи», когда пилот умер от сердечной недостаточности прямо в машине на спецучастке, но съехал с трассы все же в безопасном месте!

К сожалению, даже там, где принимаются все возможные меры безопасности, не исключены несчастные случаи: от этого не застрахован никто…

– Недавно в Россию приезжал Михаэль Шумахер; одной из его миссий было участие в форумах на тему безопасности гонок и безопасности на дорогах. Он, в частности, говорил о том, что за всю его карьеру в «Формуле-1» у него не было таких ситуаций, когда его жизни что-то угрожало, хотя в аварии с тяжелыми последствиями он попадал. При этом за тот же период времени в «WRC» смертельные аварии случались: вспомним, например, гибель штурмана Маркко Мартина. Можно ли, в связи с этим, говорить о том, что раллийные гонки по определению более опасны, нежели кольцевые?

– Я думаю, это не совсем корректный вопрос, потому что, если мы спросим о том же Фредди Лойкса, Юху Канккунена или других великих раллийных спортсменов, то они ответят примерно то же самое: что за их большую спортивную карьеру их жизням ничего не угрожало. Да, погиб, к сожалению, штурман Маркко Мартина, но погиб и Айртон Сенна. Причем во время соревнований. Поэтому говорить, что это более опасно, а вот это – менее, неправильно.

В Европе индустрия автоспорта более развита, чем в России. Особое внимание уделяется и вопросам безопасности. Однако даже гонки уровня чемпионатов мира не обходятся без аварий с тяжелыми последствиями.

В 2000 г. на «Гран-При Италии», этапе «Формулы-1» в Монце, в результате массового столкновения на первом круге гонки колесом, отлетевшим от болида Хайнца-Харальда Френтцена, был убит маршалл.

В 2005 г. на «Ралли Уэльс» эстонский гонщик Маркко Мартин попал в аварию, в результате которой погиб его штурман – Майкл Парк. Вскоре после этого Мартин заявил, что прекращает выступать в чемпионате мира по ралли.

Самой же тяжелой аварией в истории автоспорта остается трагедия в Ле-Мане в 1955 г., когда Mercedes 300 SLR Пьера Левеша, натолкнувшись на Austin-Healey Ланса Макларена, взлетел в воздух и ударился о земляную насыпь, ограждавшую зрителей. Воспламенившимися обломками автомобиля убило 83 чел. Компания же Mercedes после этого инцидента на долгие годы остановила свою спортивную программу…

Любой автомобильный спорт опасен. «Формула-1», возможно, чуть менее опасна для зрителей, но любой, кто был на «Формуле-1», видел, на каком расстоянии от трассы там находятся трибуны. Кроме того, гонщики сидят в специальных «капсулах» – вот почему угроза их жизни меньше, чем для спортсмена, который садится в «восьмерку». Но, в то же время, в «Формуле-1» постоянные проблемы с механиками, работающими на пит-стопах: они наиболее уязвимы из всех участников процесса!

Однако спорт, наверное, тем и привлекателен, что существует какая-то доля риска. Если же мы в ралли сделаем что-нибудь, что позволит нам удалить зрителей на такое же расстояние, как в «Формуле-1», поверьте; этот спорт будет абсолютно безопасен! Как минимум, для болельщиков…



Партнеры: