Тяжело в учении…
Ну, а чтобы управлять подобной техникой безопасно, для начала нужно овладеть хотя бы минимальным набором базовых навыков. Как этому учат, мы решили проверить на себе, приняв предложение компании «ВВС Моторс» пройти курс безопасного вождения, одобренный Yamaha Motor Corp.
В одной группе с корреспондентом «Колёс» оказались, помимо журналистов мото-изданий, и те, кому предстояло в первый раз сесть за руль квадроцикла. Поэтому инструкторы из «ВВС Моторс» начали краткий курс техники безопасности, что называется, «от печки»: как проверить техническое состояние аппарата перед поездкой, на что обратить внимание при такой проверке и т. д.
Тех же, у кого уже был опыт управления квадроциклами, по понятным причинам, больше интересовала ездовая часть курса. Тем более что «на сладкое» обещали заезды на спортивных ATV в свободном режиме и на утилитарных – по внедорожной трассе.
Оттачивать технику вождения предстояло на размеченной конусами песчаной площадке (большой круг, малый, «восьмерка» и «змейка») на «утилитарнике» Grizzly 450 и «спорткваде» YFM 350R. Поскольку на последнем мне раньше ездить не приходилось, я решил совместить приятное с полезным, а заодно устроить «триста пятидесятому» блиц-тест.
Об эргономике аппарата в целом можно было бы сказать, что она близка к идеалу: взаимное расположение руля, сиденья и подножек таково, что посадка будет удобна человеку любого роста и комплекции; все рычажки и переключатели – под рукой. Но есть одно «но», которое проявляется только в движении.
Высокорослому ездоку (за метр девяносто, как автор этих строк) отвешивать квадроцикл неудобно. Подъезжаешь к повороту, начинаешь свешиваться внутрь – и «пятая точка» просто перемещается с сиденья на крыло, а ведь для того чтобы пройти поворот быстро и эффективно, нужно свеситься практически до уровня подножки.
Первое упражнение: езда по большому кругу с профилированными поворотами. Задача – привыкнуть к реакциям техники и в движении оценить правильность посадки. Сидеть на квадроцикле нужно с чуть согнутыми в локтях руками, но не слишком близко к рулю: чтобы ни на руки, ни на ноги не приходилась излишняя нагрузка.
Освоившись за рулем 350R, намеренно начинаю прибавлять газу в поворотах. Конечно, скорость слишком мала, чтобы аппарат поддался на явную провокацию, но уже понятно, что «триста пятидесятый» очень чутко реагирует на действия как рулем, так и акселератором. Как, собственно, и полагается «спортсмену»…
Перед «восьмеркой» и «змейкой» пересаживаюсь на Grizzly 450. По сравнению с легким и компактным YFM 350R не самый крупный «утилитарник» кажется невероятно тяжелым и громоздким! Лавируя между конусами на «змейке», только успеваю работать корпусом: кажется, чуть ошибешься со скоростью – и завалишься набок! Впрочем, до каких-то опасных пределов крены не доходят: инженеры Yamaha недаром работали над максимальным снижением центра тяжести на ATV семейства Grizzly…
Тем не менее, от необходимости отвешивать квадроцикл в повороте это не избавляет. Особенно четко это понимаешь, когда ездишь по малому кругу: если расположиться, вальяжно развалившись на сиденье, то малейшее добавление газа непременно закончится опрокидыванием!
Напоследок, как и предполагалось, нас выпустили на внедорожную трассу. Изначально она, видимо, была несложной, но дожди, поливавшие накануне, и все то время, пока мы оттачивали технику вождения, превратили узенькую лесную дорожку в сплошное грязевое месиво, а небольшой ручей – в полноценный брод. На выезде из него автор этих строк и застрял, банально сев «на брюхо». «Раскачивать» Grizzly было бессмысленно – благо, у организаторов был наготове мотовездеход, оснащенный лебедкой.
Полезны ли подобные курсы? Безусловно, да! А начинающим – так и вовсе необходимы! Да и тем, кто уже имеет опыт вождения квадроциклов, полезно лишний раз отточить определенные базовые навыки. Это как исполнение гамм в музыке: может показаться скучным, но на деле необходимо. Как минимум, чтобы поддерживать форму…