Разное-интересное

Точечный протекционизм

Точечный протекционизм

Точечный протекционизм

Оказать господдержку покупателям российских автомобилей премьер Владимир Путин обещал еще в декабре. Всего спустя два месяца обещание оказалось выполненным – согласно указу №77 от 20 февраля 2009, теперь государство оплачивает часть процентов по кредитам. Субсидируемый процент равняется 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ и составляет сегодня 8,6%. Таким образом, получается, что приобретая автомобиль в кредит под 20%, покупатель будет оплачивать 11,6%, а остальную нагрузку государство обязуется взять на себя. Правда, по словам Виктора Христенко, данная программа будет действовать только у одного из тройки: «Сбербанк», «Газпромбанк» и «ВТБ 24». То есть, воспользоваться какой-либо фирменной льготной программой и приплюсовать субсидируемый процент не получится. Кроме того, акция действительна только до 2011 года.

В декабре обещание премьера затрагивало только отечественные автомобили стоимостью до 350 тыс. руб. В итоговом документе список включает в себя несколько марок, стоимость которых превышает означенную сумму, причем выбраны эти модели несколько странно.

В список «льготников» вошла вся модельная линейка «АвтоВАЗа», UAZ Hunter и несколько «иномарок» российского происхождения: Chevrolet Niva, Ford Focus,

Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia, Volkswagen Jetta. Если Focus «в базе» стоит 389 000 рублей, а Hunter – 362 000, то Jetta превышает лимит уже значительно, т. к. обходится дороже 579 000 и никаких очевидных потенциалов к снижению цены не имеет. Правда, сумма компенсации затронет не полную стоимость, а только проценты к 350 000. из общей стоимости.

К примеру, в случае покупки VW Jetta в кредит на 36 месяцев под 20% с предоплатой в 30%, покупателю придется вносить ежемесячно платеж примерно 16000 руб., а  государственная доплата будет составлять примерно 2500 р. Как видим, для человека помощь государства будет не столь значительна, и главным вопросом  все равно останется поиск остальных 13 500 рублей.

На данную программу правительство выделило 2 миллиарда рублей, чего должно хватить по разным подсчетам на 15000-40000 кредитных договоров. Учитывая, что за январь 2009 г. машин, попавших в заветный список было продано чуть более 40 000 и около 50% – в кредит, выделенных государством денег может хватить на 2-3 месяца. Этого явно недостаточно для поддержки автопроизводителей в условиях долготекущего кризиса. 

Вызывает вопрос и принцип выбора субсидируемых моделей. Почему-то в список не попало ни одного автомобиля второго по величине производителя в России – «Группы ГАЗ». Чиновники придумали отговорку, что VW Jetta имеет потенциал к снижению стоимости в случае замены двигателя на более экономичный, а долгожданная новинка Volga Siber стоимостью 487 тыс. таких перспектив не имеет. При этом каких-либо комментариев относительно ожидаемого снижения стоимости от Volkswagen Rus не поступало.

Впрочем, подход к выбору моделей автомобилей и банков, далеко не всегда можно объяснить принципами протекционизма. На наш взгляд, невозможно доказать, что завод принадлежащий немецкому бренду важнее для России, чем нижегородский автогигант. Поэтому есть вероятность, что мы имеем дело с переделом сфер влияния и недобросовестной конкуренцией, а не благородной заботой о российских рабочих и производителях.



Партнеры: