«Дакар»-2010: год Матадора
Как бы ни хотелось поностальгировать по «старому», африканскому, «Дакару» с дюнами Сахары, саваннами Центральной Африки и Розовым озером, следует все же признать: гонка нисколько не потеряла, перебравшись на другой континент! Дух экзотики и приключений никуда не делся, а только заиграл новыми красками. Чего стоят одни только пески Атакамы: самой засушливой пустыни на планете, – оказавшиеся непроходимыми даже для опытных, закаленных Сахарой, гонщиков!
В общем, скучать на южноафриканской версии «Дакара» не приходится ни участникам, ни зрителям. Достаточно лишь сказать, что из 362 допущенных на старт экипажей, до финиша добрались чуть больше половины: 187. О том, кто стал героем нынешней гонки, а от кого Фортуна отвернулась, – читайте в нашем обзоре.
Главный герой гонки: Сирил Депрэ (КТМ)
Главным героем гонки мы без тени сомнений называем победителя в зачете «Мото» француза Сирила Депрэ, ставшего трехкратным обладателем чемпионского титула на «Дакаре». И не только потому, что мотоциклистам на «Дакаре» приходится тяжелее всех. Дело в том, что в нынешнем году гонщикам КТМ было трудно вдвойне. После того, как организаторы соревнований ограничили допустимую кубатуру моторов в классе «Мото», заводская команда КТМ в знак протеста отказалась впредь участвовать в «Дакаре».
Лишь в этом году австрийская компания в виде исключения предоставила заводскую поддержку Марку Коме и Сирилу Депрэ, так как за расторжение уже заключенных контрактов пришлось бы выплатить солидную неустойку. Кома довольно быстро выбыл из числа претендентов на победу, а вот Депрэ не посрамил честь брэнда. Француз уже после третьего этапа ралли вышел в лидеры общего зачета категории «Мото» и в итоге позволил компании КТМ уйти непобедимой. На счету австрийской марки – 9 побед подряд!
Самая долгожданная победа: Карлос Сайнс (Volkswagen
)
Лишь с четвертой попытки Матадору удалось покорить «Дакар»! Уже в год своего дебюта на ралли-марафоне (в 2006-м) Карлос Сайнс с ходу начал демонстрировать (на «сыром» автомобиле!) весьма приличную скорость, в 2007-м был одним из быстрейших в пелетоне, а в прошлом году даже лидировал в гонке с солидным отрывом, но всякий раз хоть что-то, да не складывалось. В нынешнем же сезоне Матадору, наконец-то, удалось задобрить «дакаровских» богов: захватив лидерство в общем зачете уже на пятом этапе, Сайнс не уступал его никому вплоть до самого финиша!
Несмотря на отчаянные атаки пытавшегося наверстать упущенное после аварии Петранселя и несмотря на жесткий прессинг со стороны партнера по команде Насера Аль-Аттия, проводившего, возможно, лучшую гонку на «Дакаре» в своей карьере. Ну, а Volkswagen, похоже, перехватил у Mitsubishi звание абсолютного лидера категории «Авто»: команда из Вольфсбурга оккупировала весь призовой подиум на «Дакаре-2010»!
Сенсация гонки: Франциско Лопес и команда Aprilia
После демарша КТМ казалось, что лидером в зачете «Мото» станет Yamaha: во-первых, это – не менее знаменитая команда, на счету которой восемь чемпионских титулов на «Дакаре»; а во-вторых, за японскую конюшню выступает весьма сильный пилот Давид Фретинье, который в прошлом году, например, финишировал на подиуме, выступая на скромном, по сравнению с «катээмовскими» монстрами, Yamaha WR450F. Вместо этого, однако, появилась «третья сила»: заводская команда Aprilia.
Стартовав на необкатанном в суровых дакаровских условиях, «сыром», по сути дела, мотоцикле, чилиец Франциско Лопес Контардо завоевал для именитой итальянской марки третье место в «абсолюте» и первое – в категории «450 куб. см». Опередив, в частности, таких сильных конкурентов, как Элдер Родригес и Ален Дюкло. Кажется, задумка организаторов «Дакара» сработала: ограничение кубатуры моторов в категории «Мото» постепенно приводит к усилению конкуренции…
Скандал гонки: штраф Марка Комы (КТМ)
Команда КТМ вполне могла завоевать очередной дубль, если бы на Марка Кому не посыпались сразу 33 несчастья. Сначала у каталонца забрахлил двигатель, затем он столкнулся с сильным износом шин, потом получил 22-минутный штраф за превышение скорости при передвижении через населенный пункт. Ну, а после седьмого этапа Кома и вовсе выбыл из числа претендентов на победу: стюарды гонки оштрафовали его добавлением шести часов (!) к показанному результату за незаконную смену резины.
Согласно правилам, гонщикам запрещено пользоваться техподдержкой команды на спецучастке: разрешена только взаимопомощь между экипажами. Судьи утверждают, что Кома воспользовался услугами «технички» нелегально, о чем свидетельствуют кадры, полученные от «France Televisions». Сам пилот, естественно, все отрицает. Апелляции, однако не последовало, и в результате чемпион «Дакара-2009» финишировал лишь 15-м в общем зачете категории «Мото»…
Потеря года: заводская команда Mitsubishi
Легендарных «трех бриллиантов» больше нет. Конюшня лишилась заводской поддержки, а гонщики перешли к конкурентам: в основном, в BMW, как, например, Стефан Петрансель и Хуан Нани Рома. Автомобили Mitsubishi на «Дакаре» все же выступали, но это были прошлогодние версии боевых «Лансеров» с бензиновыми двигателями образца чуть ли не 2007 года. Карлос Соуза, впрочем, и на такой машине умудрился финишировать на шестом месте, уступив только трем «Фольксвагенам» и паре «БМВ», и отодвинув на седьмую позицию чемпиона «Дакара-2009» Жиниэля де Вильерса. Но что такое шестое место для такой марки, как Mitsubishi?
Поводом для ухода команды из «Дакара» боссы японской компании называют финансовые трудности, однако главная причина такого шага, по всей видимости, – прошлогодний провал принципиально новых автомобилей, которыми пытались заменить легендарные Pajero Evolution. Впрочем, в этом есть определенная символичность: ушел в историю африканский «Дакар» – не стало и легендарных «трех бриллиантов»…
Главный неудачник гонки: Стефан Петрансель (BMW)
То, что Стефану Петранселю на «Дакаре-2010» придется несладко, было очевидно с самого начала: француз, недавно перешедший в заводскую команду BMW из расформированной Mitsubishi, по его собственным словам, вынужден был адаптироваться к новому для себя автомобилю прямо по ходу дистанции! Однако никто не предполагал, что самый титулованный пилот "Дакара" окажется главным неудачником гонки.
Уже на пятом этапе лидировавший в абсолютном зачете категории «Авто» Петрансель сломал карданный вал и вынужден был «тошнить» до финиша спецучастка на «моно-приводе», потеряв в результате 2 часа 15 минут вместе с шансами на победу. Десятый титул для девятикратного чемпиона откладывается теперь, как минимум, на год…
Главный везунчик гонки: Владимир Чагин (КАМАЗ)
Зато к нашим «Камазам» дакаровские боги были исключительно великодушны! Даже несмотря на некоторые проблемы у экипажа Ильгизара Мардеева: «боевой технички» команды. Голландец Де-Роой на «Дакар» в этом году не приехал, «конюшня» Ginaf была явно не в той форме, чтобы на равных конкурировать с «Камазами», ну, а Лопрайс-младший довольно-таки быстро сошел с дистанции. Вот и получилось так, что все 14 спецучастков «Дакара-2010» остались за командой из Набережных Челнов.
Ну, а Владимир Чагин сравнялся по числу титулов с Карелом Лопрайсом (у него и у знаменитого чеха их теперь по шесть), а по количеству побед на спецучастках превзошел самого Стефана Петранселя: француз выигрывал на с/у 55 раз, россиянин – 56. Неизвестно, впрочем, сколько побед «наштамповал» бы Петрансель, разом лишившись всех главных конкурентов…