Кованый
Нам понравилось:
Форма. И дело даже не в наших вкусах и предпочтениях. Дело в том, что мы специально подбирали форму диска именно под зимнюю эксплуатацию, основываясь на долгосрочном прогнозе погоды. И ведь не обманули синоптики: зима в Петербурге оказалась самой снежной за последние несколько лет! Как результат – грязевая каша на дороге, липнущая к ободу на первых метрах пути и, как правило, сводящая на нет тщательную балансировку колес.
Мы же таких проблем не испытывали – шестиконечную звезду «Фобоса» было достаточно легко очистить простой щеткой, а плавные, округлые переходы от ребер к основанию не позволяли снегу липнуть, неплохо справляясь и с самоочищением.
Качество. Прежде чем ставить диски на тестовый автомобиль, мы проверили их на 3D-стенде на возможные биения и заводской брак. (фото из папки «магазин КОЛЕСО»). Все колеса вписались в норматив с троекратным запасом, что для массовой продукции является очень достойным результатом!
Не понравилось:
Стиль. Подобрать продукцию ВСМПО легко: большинство современных типоразмеров и сверловок у компании есть. Но вот по стилю, увы, незамысловатые по форме диски подойдут далеко не каждому автомобилю. И автолюбителю.
«Легкий» – значит «плохой»?
Масса диска «Фобос» – 6,7 кг. В среднем, он на 30% легче стального и на 20% – литого аналогичного диаметра. Но всегда ли легкий значит хороший?
На первый взгляд, все просто: чем меньше неподрессоренные массы, тем лучше чувствует себя подвеска. Но как быть с тормозами? Чтобы заблокировать легкое колесо, нужно приложить меньше усилий. Значит, с коваными возрастает вероятность заноса при экстренном торможении, да и эффективность этого торможения снижается?
Мы решили разобраться на полигоне. В нашем арсенале были два принципиально разных автомобиля – Mazda6 с рабочим блоком ABS и системой курсовой устойчивости, и Seat Ibiza, у которого блок антиблокировочной системы был отключен.
Результат – на диаграмме. Торможение «в пол» с ABS оказалось чуть более эффективным на кованых дисках, нежели на литых. Шины (в обоих случаях – Michelin X Ice) мы предусмотрительно остужали перед каждым заездом, а колодки на обеих машинах только прошли 500-километровую обкатку, чтобы исключить высокую погрешность измерений.
С «безабээсным» «Сеатом» получилось сложнее: во время первого заезда на «ковке» пилот «проиграл» стальным дискам аж 4.5 м! Колеса действительно заблокировались чуть раньше, чем в предыдущем цикле испытаний. Но уже второй и последующий заезды расставили все по своим местам – водитель привык к чуть полегчавшей педали и быстро понял, как тормозить на грани блокировки, с максимальной эффективностью.
Результаты:
Мазда6 тормозной путь на литых дисках – 40.1 м (цикл из 10 заездов)
тормозной путь на кованых дисках – 38.9 м (цикл из 10 заездов)
Сеат Ибица тормозной путь на литых дисках – 46.3 м (цикл из 10 заездов)
тормозной путь на кованых дисках – 44.9 м (цикл из 10 заездов)
Кстати, оценку кованым дискам, которые продолжают свою тестовую жизнь на редакционных машинах, дали не только сотрудники журнала, но и призер Чемпионата России по ралли, и ведущий инженер-автомобилестроитель Политехнического университета. Но об этом – в следующем номере журнала «КОЛЁСА».
Наш опыт.
Мы практически были уверены в том, что повредим диск в первые же недели эксплуатации: машину гоняли в предельных режимах (на ней мы испытывали не только диски, но и шины), и, что уж говорить, не всегда в рамках закрытого (и безопасного) полигона. Как результат – неверное прохождение скользкого поворота, неконтролируемый снос передней оси, торможение до 13.6 км/ч (показания GPS) и глухой удар вывернутыми колесами в высокий поребрик. Вот тебе и испытания…
Погнутый рычаг подвески, рулевую тягу и напрочь сбитое схождение передних колес мы списали на «естественные потери». Что с диском? Удар пришелся плашмя, в аккурат на два из шести ребер, и он должен был пострадать первым… Результат, или, скорее, его отсутствие, видно на фото. То же показал и лазерный стенд – нам лишь пришлось заново наклеить отвалившийся балансировочный грузик. И все.
Не успокоившись на этом, мы решили повредить диск наверняка. Варварски, острым зубилом по внешней эмали, и, вдобавок, обработать повреждение 30%-ным солевым раствором. (фото 9901, 9903) Результат оказался тем же: за 3 недели подобной пытки мы не увидели каких-либо поверхностных изменений металла, а также его покрытия. За прочность и коррозийоную стойкость ставим ВСМПО твердую «пятерку».