«Нюрбургринг»: как испытать свое авто на гоночной трассе. Часть 1
Что за трасса?
Сами гонщики с подачи трехкратного чемпиона Формулы-1 Джеки Стюарта издавна называют эту трассу «Зеленым адом»: настолько она красива, живописна, сложна и опасна одновременно. Сэру Стюарту принадлежит и другая, не менее знаменитая, фраза, полностью отражающая характер Северной петли: «Если кто-то вам скажет, что любит гоняться на «Нюрбургринге», – он либо врет, либо просто медленно ездит!»
Знаменитое кольцо близ немецкого городка Аденау было построено еще в 30-е годы прошлого века, во времена, когда безопасность в гонках еще не стояла во главе угла. Поэтому траекторию прокладывали прямо по заросшим лесом холмам. В итоге получилась сложнейшая и красивейшая трасса из всех, что когда-либо принимали Формулу-1.
Это – знаменитая «Карусель»: сложнейший 180-градусный поворот со «слепым» входом. Пятикратный чемпион Формулы-1 Хуан-Мануэль Фанхио советовал начинающим пилотам «нацеливаться на самое высокое дерево». Уклон был сделан при реконструкции трассы, чтобы гоночные машины могли развить достаточную скорость
Лучших гонщиков, включая знаменитых чемпионов, пугает и манит, во-первых, огромная, по современным меркам, длина круга на Северной петле (22,8 км), а во-вторых, безумное количество поворотов (около 170!) с бесконечными и резкими перепадами высот. К слову, знаменитые старые фотографии болидов F1, «летящих» с отрывом всех четырех колес, в большинстве своем сделаны именно на «Нюрбургринге».
В конце 70-х, после жуткой аварии Ники Лауды, в которой знаменитый австриец едва не сгорел вместе с болидом, Северную петлю закрыли для машин класса «формула» и спортпрототипов: сейчас на ней проводятся только кузовные гонки.
На самое главное для нас: сегодня любой желающий может приехать на легендарную трассу на собственном автомобиле и, в дни, когда она открыта для туристов, за весьма умеренную плату проехать один или несколько кругов. О том, на что стоит обратить внимание тем, кто желает совершить подобное паломничество в Мекку автоспорта, и пойдет речь в этом и следующих материалах этой серии.
Как доехать до «Нюрбургринга»? (Карта, адрес для навигатора и т.д.)
Проще и удобнее – через Хельсинки, а оттуда – на пароме в Германию. Дорога от Санкт-Петербурга до столицы Финляндии (примерно 400 км) занимает, с учетом времени на пересечение границы, 8-9 часов.
Паром из Хельсинки отходит около 6-7 вечера и прибывает в Германию (порт Росток) около 22-23 часов. Стоимость каюты на 4-х человек и места на один автомобиль – от 600 до 1000 евро (туда и обратно) в зависимости от сезона. Далее – пробег от Ростока до Нюрбурга примерно в 700 км. Точный адрес трассы для GPS-навигатора: Otto-Flimm-Strae, 53520 Nrburg, Germany.
Северная петля проложена между городками Нюрбург и Аденау. В южной части к трассе примыкает новое кольцо, на котором проводятся гонки «Формулы-1»: Гран-при Германии
Около 500 км нужно проехать по автобанам, остальную часть маршрута – по второстепенным, но тоже отличным дорогам. В зависимости от скорости движения по автобанам, вся дорога занимает примерно 5-7 часов.
Итого: по километражу протяженность маршрута Санкт-Петербург – Нюрбург составляет 2 200 км, затраты на бензин – около 300 евро. Что касается проживания у трассы в недорогих гостиницах, – стоит ориентироваться на 45-50 евро с человека в день. На питание в недорогих заведениях в сутки будет уходить еще 30-35 евро.
Цена вопроса (круга по трассе)
Стоимость проезда одного круга по «Нюрбургрингу» составляет 22 евро, но выгоднее купить специальную карточку на несколько кругов. В таком случае четыре круга обойдутся в 75 евро, восемь кругов – 145 и т. д. Покупая большое количество кругов, можно серьезно снизить цену каждого круга, при этом если их не «выкатать» за один день, то они не пропадут: останутся на карте и будут действительны до конца года.
Специалисты команды Red Lions рекомендуют новичкам не бросаться покупать карту сразу на большое количество кругов. Тому, кто первый раз на трассе, лучше пройти для начала круга четыре. Ее недаром называют «Зеленым адом», поэтому «вкатываться» стоит постепенно, а в дальнейшем все будет зависеть от самообладания, умения справляться с нервами, навыков езды, чувства автомобиля и пр. Кому-то на первый раз хватает двух кругов – кто-то может осилить и 10-15…
На что обратить внимание при подготовке автомобиля?
По знаменитой Северной петле в «трековые дни» можно ездить на любом дорожном автомобиле: оборудованном каркасом безопасности или нет, имеющем одно или все сидения, обычную или спортивную подвеску, с жесткой крышей или на кабриолете – жестких правил на сей счет нет. Ограничений – два: водитель и пассажиры обязаны быть пристегнутыми, кроме того, нельзя в туристический день выезжать на трассу на автомобиле, «обутом» в спортивные слики. Но псевдо-слики использовать можно.
Подготовке автомобиля перед заездами следует уделить особое внимание и прежде всего – забыть о тех покрышках, на которых вы приехали. Резина будет работать в таких режимах, в которых при хорошей езде остужать ее придется каждые два круга. Уже ко второму кругу шины перегреются и станут «держать» намного хуже.
Если вы приехали поездить день-два, а резина была изначально новой, то, скорее всего, на ней можно будет вернуться обратно в Россию. Правда на ней окажутся стерты все края, а сам протектор будет очень сильно изношен. На всякий случай, стоит быть готовым к тому, что придется купить прямо на месте новый комплект резины, так как, возможно, на прежнем невозможно будет вернуться обратно.
Тормозные колодки также «кончаются» очень быстро: специалисты Red Lions рекомендуют сразу взять с собой второй комплект передних колодок, чтобы не пришлось искать, где купить их в Нюрбурге. Примерно та же ситуация и с тормозными дисками: лучше поставить новые перед поездкой, чтобы гарантированно вернуться на них же обратно, и не менять их либо на трассе, либо на обратном пути. Тем более, что, «прозевав» момент, можно довести диски до определенной грани, а это, в свою очередь, может привести к заклиниванию колеса в самый неподходящий момент!
Также не лишне будет перед дорогой поменять масло в двигателе и взять его с собой на доливку. Эксплуатация машины в таких режимах приводит к большим нагрузкам на все агрегаты, в том числе и на сальники, которые иногда дают течь даже на спортивных машинах, находящихся еще на гарантии.
Конечно, если ехать, чтобы просто покататься по трассе в прогулочном темпе, подышать воздухом Нюрбургринга, себя показать и других посмотреть, ко всему вышесказанному можно отнестись проще. Но если есть цель узнать что-то новое и чему-то научиться, – лучше не испытывать судьбу и хорошо подготовиться. Ведь главное – получить удовольствие от вождения, а не заниматься в чужой стране решением проблем, связанных с автомобилем…
В следующей части читайте о неписанных правилах хорошего тона при езде по трассе, о том, как расшифровать сигналы, подаваемые маршалами, о том, какое время прохождения круга по Северной петле считается нормальным для непрофессионального водителя, а также о том, что стоит посмотреть в окрестностях Нюрбурга, помимо собственно легендарной трассы.
За дополнительной информацией обращайтесь в редакцию Kolesa.ru по электронной почте: rzubko@kolesa.ru; fberezin@kolesa.ru.