Цены на КАСКО должны вырасти
О «100-процентной убыточности» говорили на прошедшем в Агентстве Бизнес Новостей «круглом столе» посвященном вопросам автострахования. «Черной дырой» назвали КАСКО в Петербурге присутствовавшие представители страховых компаний.
Как утверждают страховщики, ситуация с прибыльностью КАСКО в Петербурге для компаний на сегодня одна из самых печальных в России - убыточность «зашкаливает». Так, по словам президента Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Евгения Дубенского, убытки по этому виду страхования у большинства компаний равняются 100%, либо очень близки к этой цифре. «Сегодня единицы тех, кто может сказать, что у него убыточность не превышает 100% и это серьезная проблема для развития страхового бизнеса», - считает эксперт.
Похожие данные привел генеральный директор СГ «Капитал-полис» Алексей Кузнецов, который сообщил, что в Петербурге за 6 месяцев объем сборов по КАСКО уменьшился на 5%. Коэффициент выплат в прошлом году составил 95%, в этом - уже 91,7%. По мнению эксперта, это все явные признаки системного кризиса на рынке.
Эксперты видят несколько причин сложившейся ситуации. Во-первых, в Петербурге самый высокий в России уровень угонов на тысячу населения. Во-вторых, большинство обращений в страховые компании, по мнению экспертов, связаны с мелким ремонтом. По информации начальника управления автострахования Северо-Западного филиала СГ «УРАЛСИБ» Евгения Макаренко частота обращений к страховщикам по поводу мелкого ремонта близка к 1 - то есть число обращений равно числу застрахованных машин.
«Страхователь желает получить не столько полис страхования, сколько абонемент на покраску автомобиля. Автовладельцы не понимают, что в договоре КАСКО существуют ограничения и чтобы удовлетворить все ожидания клиента (компания должна возместить мне все царапины и повреждения) полис должен стоить минимум 20-25% от цены автомобиля», - полагает Директор Северо-Западной дирекции ЗАСО "ЭРГО Русь" Андрей Знаменский.
Со сказанным согласна начальник Управления развития продаж Северо-Западной дирекции СК Zurich Ольга Москвина. «Если мы будем выполнять все требования наших потенциальных страхователей, то полис действительно должен стоить на 20-25% больше. В России необходимо прививать культуру страхования. Как только мы начнем страховать имущество, жизнь и здоровье всех членов семьи, ситуация конечно же изменится. И при таком подходе, полис будет стоить те же 3%, которые он стоит на Западе».
Также, по мнению страховщиков, ситуацию с КАСКО усугубляют и страховые посредники, которые зарабатывают свои 25%, а то и больше. По мнению Е.Макаренко, «компании будут уходить от брокеров, имеющих свою агентскую сеть. Это связано с большим процентом мошенничества, с проблемами неплатежей. Ориентация будет идти на развитие своей агентской сети. Также останется канал прямой продажи и взаимодействие с автосалонами».
Между тем рынок КАСКО, как отмечают все эксперты, растет – естественным образом, за счет увеличения продаж новых автомобилей. И при этом, КАСКО оказывается полностью убыточным для компаний, как в один голос заявляют страховщики.
Что означают все эти разговоры? Может, нас постепенно подводят к тому, что ставки по КАСКО все-таки вырастут – и значительно? И их размер, правильный с точки зрения страховщиков, уже был невзначай озвучен - 20-25%?
Реальная убыточность КАСКО все-таки может оказаться преувеличенной. Собственно суммы выплат по КАСКО и так скорее всего меньше, чем сборы страховщиков. Другое дело, что расходы страховых компаний не ограничены собственно выплатами…
Как заметил, директор управления андеррайтинга автострахования Северо-западного дивизиона "Ренессанс страхование" Денис Чигарев, большинство крупных страховых компаний на западе работают по КАСКО так: выплаты клиентам и расходы на ведение дела (аренда, реклама, комиссионные агентам и т. д.) на несколько процентов меньше, чем сумма сборов. На российском рынке таких показателей добиваются только наиболее успешные компании, с грамотным андеррайтингом и сбалансированным страховым портфелем.
У большинства же игроков рынка КАСКО выплаты клиентам и расходы на ведение дела превышают 100%. Заработать им позволяет инвестиционный доход – страховщики вкладывают страховые взносы, например, на депозиты, и получают прибыль. В любом случае за счет массовости такого страхования этот сегмент остается очень привлекательным для страховых компаний. «Поэтому рост цен на КАСКО маловероятен. В этом сегменте очень жесткая конкуренция: полагаю, в ближайший год никаких серьезных изменений тарифов у ведущих игроков не случится», - прогнозирует господин Чигарев.