Разное-интересное

Сертификация автомобилей по экологическим классам: что нас ждет?

Сертификация автомобилей по экологическим классам: что нас ждет?

Оно направило в адрес Федеральной таможенной службы письмо-разъяснение за № ДМ-11104/20 от 11 октября 2010 г., касающееся определения экологического класса ТС. Факт появления письма и его содержание говорит о многом: ситуация, сложившаяся вокруг установления экологического класса ТС, требует оперативного вмешательства. В частности, Минпромторг акцентирует внимание таможенников на том, что при определении экологического класса ТС следует руководствоваться данными, указанными в одобрениях типа транспортного средства (ОТТС) или в сертификатах соответствия специальному техрегламенту, но не информацией из необоснованно выданных сертификатов или баз данных, размещенных на официальных web-сайтах Росстандарта и ФТС.

О специальном техрегламенте

Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» можно без иронии и преувеличения именовать «эколого-автомобильным», поскольку именно этот документ законодательно вводит ряд основополагающих понятий, в том числе и понятие экологического класса, на котором сконцентрировано внимание Минпромторга. Согласно определению, экологический класс автомобилей – это особый классификационный код, характеризующий уровень выбросов. По данному признаку  техрегламент делит автомобили и двигатели внутреннего сгорания на 5 классов, в каждом из которых существуют свои группы и подгруппы. Этим же документом (п.8) устанавливается максимально допустимое количество выбросов.

Сертификация автомобилей по экологическим классам: что нас ждет?

Особенно интересен данный техрегламент тесной связью с европейскими стандартами: документ во многом основывается на разработанных и утвержденных Европейской экономической комиссией ООН (UNECE) правилах. Даже в части сертификации техрегламент «О выбросах» опирается на Правила ЕЭК ООН: соответствие данному техрегламенту подтверждает либо сообщение об официальном утверждении ЕЭК ООН, или сертификат, выдаваемый уполномоченным органом РФ, при этом порядок проведения проверки соответствия также установлен Правилами ЕЭК ООН.

Для кого «закон не писан»?

Данный технический регламент распространяется только на автомобильный транспорт, вводимый в обращение, то есть на автомобили, ввозимые в страну или выпускаемые РФ для внутреннего использования. Не подпадает под действие данного регламента бывший в употреблении автотранспорт, если с момента его выпуска прошло более 30-ти лет, и он сохранил оригинальный двигатель, кузов (а при наличии – и раму). Импортируемые двигатели, предназначенные для комплектации автомобилей с последующим сбытом заграницей, также не подлежат проверке на соответствие данному техрегламенту.

Всего насчитывается шесть категорий автомобильной техники и двигателей, на которые не распространяется действие описываемого технического регламента. Можно сказать, что данные категории составляют незначительную часть от общего количества автотехники, производимой на территории РФ и импортируемой в РФ, поэтому можно утверждать, что вступление в силу техрегламента «О требованиях к выбросам» затрагивает интересы всех производителей автотранспорта, а также тех, кто реализует или приобретает подобную технику.

Сертификация автотехники – путь к легальному обращению

Легальное обращение автотехники, то есть ее изготовление, продажа или эксплуатация, возможна только при наличии документов, подтверждающих соответствие техрегламенту «О требованиях к выбросам». Данный документ подразумевает идентификацию автомобиля, то есть определение его экологического класса и типа. Процедура также включает в себя измерение величины выбросов и сопоставление данной величины с нормативом, указанным в техрегламенте.

При удовлетворительном результате проверки соответствия инициатор процедуры (импортер, приобретатель, дилер) получает подтверждающий документ (сертификат соответствия или  ОТТС), без которого оформление паспорта транспортного средства (ПТС) попросту невозможно. Кроме того, в свете новомодных тенденций, относящихся к заботе об экологии, подтверждение соответствия используется как конкурентное преимущество продукции, на котором производитель или импортер заостряет внимание потенциального потребителя.

Стоит отметить, что обязательная сертификация ТС не ограничивается проверкой на соответствие техрегламенту «О требованиях к выбросам»: существуют и другие обязательные для исполнения условия, изложенные в соответствующих нормативных актах.

Когда небо станет чище?

Техрегламент о требованиях к уровню выбросов вводится постепенно. В частности, по состоянию на конец 2010 года жестко контролируется уровень выбросов автотранспорта, принадлежащего к экологическим классам 2-4; в финальную стадию требования вступят в 2014 году, когда будет установлен контроль над выбросами автомобилей 5-го экологического класса.

Данный техрегламент устанавливает 3-годичный срок действия для ОТТС и 4-годичный срок действия для сертификатов соответствия, при этом, понимая сложность процедуры, правительство продлило сроки действия ОТТС и сертификатов соответствия: для ТС экокласса 3 до  окончания 2011 года, экокласса 4 – до окончания 2014 года. Особые сроки установлены для автомобилей, выпускаемых на базе ранее разработанной другими производителями техники: для них ОТТС будут действительны до окончания 2012 года (3-й экологический класс) и до окончания 2015 года (4-й экологический класс).

Рассуждать о том, нужен или не нужен технический регламент «О требованиях к выбросам» бессмысленно – это объективная реальность, существующая помимо чьих-либо желаний и подлежащая обязательному исполнению. Хочется верить, что в результате действия этого техрегламента воздух действительно станет чище, и что над головами производителей, дилеров и покупателей автотехники в будущем не соберутся грозовые тучи. В настоящее время их не наблюдается – сертификация продукции (ТС) осуществляется в штатном режиме, не грозящем затянутыми сроками и существенно возросшими затратами.

По материалам сертификационного центра «Евротест»



Партнеры: