Ё-мобиль – в вопросах и ответах
Что такое Ё-мобиль?
- Новый российский автомобильный бренд, созданный под патронажем и при участии крупного российского бизнесмена Михаила Прохорова, создавшего компанию «Городской автомобиль». Она ориентирована на массовый выпуск дешевых отечественных гибридных легковых автомобилей отечественной же разработки.
Почему Ё-мобиль называется именно так?
- Интернет-конкурс на лучшее название для «народного автомобиля» провалился: глобальная паутина встретила идею язвительно, конечный вариант названия родился внутри самого проекта. Имя автора словосочетания «Ё-мобиль» неизвестно, известно лишь, что одним из 5 лучших (из всего лишь ста присланных) вариантов было «Аз».
Почему Ё-мобили называют «автомобилями Прохорова»?
- Во многом потому, что компания «Ё-Авто» принадлежит группе «Онэксим», владельцем которой действительно является Михаил Прохоров. Но только на 49%, а остальное 51% акций находятся в руках петербургской компании «Яровит-Моторс».
Получит ли «АвтоВАЗ» мощного конкурента в виде Ё-мобиля?
- Теоретически «да». Количество малолитражек, собираемых СП «Ё-Авто», (при оптимальном спросе) может в полтора раза превысить объем производства АВТОВАЗа. Оно в состоянии достигнуть примерно 800 тыс. экземпляров машин ежегодно. А по заявлениям производителей стоимость «городского автомобильчика» составит 350-450 тыс. руб., что вполне сопоставимо с ценником Priora (295 000 - 348 000 рублей) и Kalina (262 000 – 339 000 рублей).
Где будут производить Ё-мобили, и когда они появятся на улицах?
- По заверениям руководителей проекта, строительство завода под Саратовом для производства этих машин начнется в 2011 году, сборка - в 2012-м; тогда же Ё-мобили начнут сходить с конвейера. Заводов, кстати, запланировано много: согласно начальному проекту, одно сборочное производство будет производить не более 10 тысяч Ё-машин в год. Поэтому в каждом городе, где будет востребованы Ё-автомобили, не исключено создание собственного Ё-завода.
Какие машины из Ё-линейки начнут производить в первую очередь?
- Первыми на конвейер пойдут ё-микровэн, ё-кросс-купе и ё-фургон (компактный «грузовичок», рассчитанный на 500 кг груза). На выставке, где была официальная презентация всей Ё-линейки, была представлена и основа всех моделей – платформа с двигателем, генератором, коробкой передач и двумя газовыми баллонами. Потому и ходовые характеристики всех трех «ё-шек» оказались почти одинаковыми.
Что-то смутно знакомое нам напоминают Ё-автомобили...
- Уже одного названия достаточно, чтобы понять, что «ё-кросс-купе» похож на уменьшенный в масштабе BMW X6 (читать тест-драйв). Хотя, что-то есть и от – не смейтесь, пожалуйста - Bentley Continental GT. Правда, силуэт кузова и форма кузовных панелей – единственные схожие черты баварского, британского и российского автомобилей. Городской автомобильчик ё-микровэн своими формами напоминает Skoda Fabia последнего поколения (читать тест-драйв). Что касается ё-грузовичка, то он, кажется, такой один. По крайней мере, пока к новому Chevrolet Spark не приварят грузовой кузов…
Какие двигатели будут устанавливаться на Ё-мобили?
- Ё-мобили получат гибридные двигатели, состоящие из 60-сильных электродвигателей, литий-ионных аккумуляторов и 0,6-литрового бензинового мотора, способного работать и на сжиженом природном газе. Правда, максимум их скоростных возможностей будет ограничен на отметке 120 км/ч; большего, по мнению разработчиков, для городского автомобиля и не надо.
Какова экономичность и запас хода Ё-мобилей?
- Опять-таки по заверениям конструкторов, Ё-фургон будет тратить 4 л на 100 км, а у легковых вариантов ё-мобиля на «сотню» будет уходить всего 3,5 литра горючего. Топлива в полном баке не хватит, чтобы проехать из Питера до Москвы. Создатели проекта говорят о 400 километрах с одного бака без дозаправки. Их, баков, у Ё-мобиля два: для бензина и для природного газа соответственно. А еще все Ё-мобили запланированы полноприводными.
Какие еще гибриды есть в России, и будут ли «наши» Ё с ними конкурировать?
- Гибриды есть, но в основном, это очень дорогие автомобили, чрезвычайно далекие от народа. Например, Lexus LS600h L стоимостью от 5 836 000 рублей или BMW ActiveHybrid X6 за 4 990 000 рублей. Но есть и более доступная Toyota Prius (читать тест-драйв), стоимостью от 1 103 000 рублей, а в скором времени появится и компактный гибрид Honda CR-Z. Примерно за аналогичную сумму.
Умеют ли Ё-мобили разгоняться?
- Вопрос философский. Мощность ё-двигателей составит всего 60 «лошадей», а разница в разгоне автомобилей зависит от их массы. Самым быстрым оказалось кросс-купе: 8 секунд до «сотни». Микровэн чуть медленнее – 10 секунд. Фургон разогоняется за 15 секунд – в основном, за счет большей массы, чем у соплатформенников.
Ё-автомобили будут компактными и дешевыми. Значит, и от оснащения ничего хорошего ждать не придется?
- Совсем необязательно. В салоне достаточно просторно, и даже высоченный (204 см) Михаил Прохоров поместился за рулем без труда. Характерная особенность: в машинах нет тоннеля пола. Дополнительное ребро жесткости тут просто не нужно. Что до интересных и полезных опций, то в список оснащения войдут мультифункциональный руль, ж/к дисплей спидометра, электростеклоподъемники, 16-17 дюймовые колеса, активные системы безопасности (ABS и ESR), круиз-контроль, система навигации GPS/ГЛОНАСС, а также 4G Интернет Yota.
Будут ли Ё-автомобили продаваться за границей?
- Одной Россией амбиции «Ё-Авто» не ограничиваются. Сейчас решается возможность организации сборочных производств за границей и выход на зарубежные рынки. Так что – держись, Тата Nano, русские идут?!
Насколько надежны «Ё-мобили»?
- Вопрос возник не на пустом месте: на презентации автомобиля запущенный лишь с третьего раза двигатель заставил усомниться в хорошем качестве сборки и надежности отдельных элементов машины. Впрочем, время для доводки и притирки деталей еще есть. Хотя для автомобильного проект очень скоротечен: сбор участников проекта под одним брендом произошел менее года назад.
Главное. Насколько серьезен проект «Ё»?
- Как сказал бы Михаил Жванецкий: «Ну вот! Наконец-то! Подошли к самому главному»!
Действительно, до сих пор не покидает ощущение несерьезности происходящего: презентация разноцветных автомобилей при отсутствие базы, где будут собирать машины, пафосная презентация на Тверской, амбиции, не сочетающиеся с опытом. … В кратчайший срок финансовую поддержку получила красивая, но не подкрепленная ТЕХНОЛОГИЯМИ ПРОИЗВОДСТВА идея, претендующая на звание «национальной автомобильной». Да, эпатажно стартовали многие марки, и многие миллионы расходовались на штучные идеи. Но массовое производство так не запускал еще никто.
Впрочем, новейшая история российского автопрома небогата на победы. И может именно толики авантюризма не хватало всем для прорыва «а-ля Прохоров»?!