12 самых нашумевших VIP-ДТП 2010 года
25 февраля. Москва, 8:00 утра, Гагаринская площадь
В этот день произошло, пожалуй, самое громкое ДТП последних лет с участием сильных мира сего. Автомобиль «Мерседес S-500» с государственным регистрационным номером с389сс77, принадлежащий руководству компании «Лукойл», столкнулся на встречных кусах с автомобилем «Ситроен-С4» под управлением жительницы Московской области Александриной Ольги; кроме нее в салоне французской иномарки находилась ее свекровь, заслуженный врач России, профессор медицины Вера Сидельникова. В результате аварии Ольга Александрина скончалась на месте, а Вера Сидельникова – в машине «Скорой помощи», на пути в реанимацию. Пассажир бронированного Мерседеса, вице-президент компании «Лукойл» Анатолий Барков, отделался ушибом колена.
Для СМИ дело было обставлено так, что вина за ДТП лежала на водителе «Ситроена», который, якобы, выскочил на встречную полосу, прямо в лоб «Мерседесу». Однако многочисленные свидетели ДТП все как один утверждали, что это было не так. Масла в огонь подлил тот факт, что из как минимум десятка камер наблюдения, расположеных на Гагаринской площади, собственно ДТП зафиксировала только одна, и – на некачественной записи с неё место собственно ДТП заслоняет рекламный щит. На записях с прочих камер даже невозможно понять, какой именно автомобиль - пресловутый «Мерседес» вице-президента «Лукойла».
Дело практически сразу получило громкий резонанс: в невиновность в ДТП автомобиля второго лица «Лукойла» никто не поверил. Уже через три дня в сети стали появляться издевательские ролики на данную тему, а многие водители по всей стране стали отказываться брать топливо на заправках «Лукойла».
Дополнительно масла в огонь подлил скандально известный российский рэп-исполнитель Иван Алексеев (Noize MC), написавший по мотивам события песню «Mercedes 666», мгновенно ставшую хитом и разлетевшуюся по Интернету: погибшая в ДТП Александрина Ольга оказалась сестрой его близкой подруги. Уже 28 февраля клип на песню был выложен на YouTube, собрав в первый же день несколько десятков тысяч просмотров, и разойдясь по сотням блогов.
Еще до начала судебного разбирательства в комментариях прессе ГИБДД возложило вину за ДТП на Александрину Ольгу. Это вызвало такую бурю общественного негодования, что президент РФ Дмитрий Медведев поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву разобраться в деле лично, и лично же доложить ему обо всех обстоятельствах, связанных с трагедией. Впоследствии Сергей Казанцев, начальник столичной Госавтоинспекции, удосужился наложить дисциплинарное взыскание на своего подчиненного, заявившего прессе в день трагедии о виновности в ДТП погибших женщин. Отдаляясь от темы, следует отметить, что менее чем через 5 месяцев Сергей Казанцев ушел в отставку; официально – по выслуге лет, неофициально – за другое громкое дело своих подчиненных, устроивших в марте 2010 года «живой щит» из случайных автомобилей; это было сделано ими для поимки вооруженных преступников (которых поймать так и не удалось). Ознакомиться со скандальным роликом, записаным невольным участником живого щита, можно по этой ссылке.
В продолжение же истории с ДТП на Гагаринской площади следует отметить, что в начале августа осталась круглой сиротой дочь Ольги Александриной Надежда; отец девочки, так и не оправившись от одновременной гибели и супруги, и матери, а также последовавших за этим событий, скоропостижно скончался от инсульта. Менее чем через месяц, 7 сентября 2010 года, новый начальник столичной милиции Владимир Колокольцев обнародовал итоги расследования, сформулировав их следующим образом: «Результаты проведенных по делу экспертиз не показали, что виновником ДТП был водитель вице-президента "Лукойла"». Практически сразу адвокаты семьи Александриных попытались обжаловать решение в вышестоящей инстанции, однако 15 сентября Тверской суд Москвы отклонил жалобу. В итоге, 7 ноября дело было официально закрыто, а виновницей ДТП была признана Александрина Ольга. 17 ноября Мосгорсуд отклонил повторное обжалование, и подтвердил законность закрытия дела о ДТП на Ленинском проспекте. Таким образом, в деле была поставлена окончательная точка.
Примерно за месяц до этих событий, когда исход дела стал очевиден, автором первой песни о событиях 25 февраля была записана еще одна песня, «Mercedes 777», на этот раз - в качестве ответа на предсказуемый уже тогда исход расследования ДТП. Клип на эту песню также был выложен на YouTube, и широко разошелся по Интернету.
P.S. По словам пожилых родителей Александриной Ольги, на попечении которых осталась её дочь Надежда Александрина, в ноябре на связь с бабушкой маленькой Нади, Надеждой Назаровой, вышел представитель социальной службы «Лукойла». Компания великодушно предложила Надежде Викторовне Назаровой написать заявление со следующей формулировкой: «Прошу оказать мне материальную помощь в связи с тяжелым материальным положением», в дополнение к чему требовалось предоставить компании «Лукойл» огромный перечень документов, подтверждающих неблагополучное материальное положение. После отказа и нескольких публикаций деталей этой эпопеи в СМИ представитель «Лукойла» повторно вышел на связь с опекунами девочки, предложив конкретную материальную помощь в виде ежемесячных выплат, вплоть до совершеннолетия Нади. По заверениям представителей «Лукойла», выплаты начнутся с 1 января 2011 года. Кроме того, девочке будут начисляться страховые деньги, которыми она сможет воспользоваться уже по достижении совершеннолетия. Размер выплат опекуны девочки озвучить отказались.
19 апреля. Москва, Третье транспортное кольцо, пробка на выезде на Кутузовский проспект. 15:00
Toyota Land Cruiser 100, пропустив машину ДПС со включенной мигалкой, перестраивалась в свой ряд, когда в нее въехал 140-й Mercedes; без мигалки, но с включенным «ревуном». Водитель Тойоты вышел из салона, и сфотографировал номера Мерседеса на айфон, после чего вернулся в свой автомобиль, а Мерседес сорвался с места и удалился. Тут же его место заняла Toyota Land Cruiser 100 c номером а329аа199, из которой выскочили двое людей южной внешности. Один из них стал наносить водителю удары в лицо через открытое окно (уже было жарко), второй в это время схватил с сиденья айфон с заснятыми деталями ДТП, и Лэнд Крузер с номером а329аа199 спешно сорвался с места. Пострадавший водитель, получивший в результате побоев перелом челюсти, обратился в ОВД «Дорогомилово», где написал заявление и сообщил следователям номера обоих автомобилей. Уже в июне дело было приостановлено с официальной формулировкой «За невозможностью найти виновных». Автомобиль Land Cruiser 100 c номером а329аа199 так же не был найден; как оказалось, такая машина... просто-напросто отсутствует в столичной базе ГИБДД!
Что касается 140-го Мерседеса с указанным номером, то следствием было установило, что 19 апреля, в день инцидента, он вообще не появлялся на улицах города (!!!). Как это было установлено - комментариев не последовало. Следствию видней.
18 мая. Москва, 22:20, пересечение Тверской улицы и Бульварного кольца
ДТП с участием автомобиля Мerсedes S600 (гос.номер а505мр97) с включеной мигалкой, сопровождаемого автомобилем охраны, и врезавшегося в кортеж BMW 5 серии, сразу попало в пристальное наблюдение общественности. Уже хотя бы потому, что сразу после ДТП его место оцепили люди в камуфляже и с автоматами, препятствующие фото– и видеосъемке очевидцам происшествия; в это время водитель Мерседеса, следуя обязательной в таких случаях служебной инструкции, пытался снять с автомобиля номера. А высокопоставленного пассажира автомобиля и его багаж (большой кейс с неизвестным содержимым) подобрал быстро подъехавший Мerсedes S600, украшеный номером е075кх97.
Первоначальная версия ДТП, активно мусолившаяся в СМИ, гласила, что Мерседес неожиданно и резко выскочил на встречку, где в него и врезалась БМВ. Однако, впоследствии эта версия была опровергнута видеоматериалами, бесстрастно зафиксированными камерой наблюдения.
Однако не это главное. Любопытно следующее; очень долго, несколько недель, никто не хотел признаваться в том, что именно ему принадлежит злополучный Мerсedes а505мр97. Как следствие, сначала появилась версия, что этот автомобиль – председателя народного собрания Дагестана Магомедсалама Магомедова, затем подозрение пало на губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. Более близкой к истине оказалась первая версия: этот автомобиль в самом деле числится за гаражом представительства Дагестана в Москве. Однако, в тот день… он был сдан в аренду (!) сенатору Сулейману Керимову: для каких целей - не уточняется.
К слову, сам Сулейман Керимов однажды уже оказывался в центре внимания из-за громкого ДТП со своим участием. Тогда, 4 года назад, отдыхая в Ницце, миллиардер Сулейман Керимов (владелец компании «Нафта-Москва») на большой скорости не справился с управлением своей Ferrari Enzo, врезался в дерево, разбил супер-кар, и чудом сам остался жив, проведя впоследствии немало времени в реанимации.
По результатам судебного разбирательства и после рассмотрения всех материалов дела, в отношении водителя автомобиля Mercedes было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.12.13 КоАП РФ (невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков). Водитель Мерседеса А505МР97 отделался штрафом в 100 (!!!) рублей. Дело закрыто.
20 мая. Москва, около 8:00 утра, пересечение Варшавского шоссе и Нагатинской улицы
Автомобиль, числящийся за руководством МВД РФ, сбил женщину, переходившую «улицу в неположенном месте на красный свет»; наличие взаимоисключающих параграфов в формулировке официальной версии событий никого не смутило. Поскольку обе стороны не имели друг к другу претензий, и не получили никаких повреждений, стороны разошлись без претензий друг к другу, поэтому ДТП никак не оформлялось и даже не было занесено в сводки ДТП. Впрочем, согласно изменениям, внесенным в ПДД за последние несколько лет, если спец.автомобиль едет с включеными мигалкой и сиреной, то в случае его наезда на пешехода де-юре виноват останется пешеход.
20 мая. Москва, 16:00, пересечение ул. Покровка и Потаповского переулка
Автомобиль Volvo S80 (гос.номер а373мр97) двигался с включеным спецсигналом на незначительной (по словам очевидцев) скорости в 30 км/ч (по словам водителя Ауди) по встречной полосе, предназначенной только для общественного транспорта, где и столкнулся с выезжавшим из переулка автомобилем Citroen, за рулем которого была девушка. Боковой удар развернул её автомобиль на 180 градусов.
К счастью, в отличие от февральской аварии, в которой фигурировал другой Ситроен и другая девушка, в этой никто серьезно не пострадал. Сразу после ДТП пассажир Volvo предпочел ретироваться с места происшествия на другой, специально подъехавшей за ним машине марки Мерседес (с мигалкой, разумеется), прихватив папку с документами, а его водитель, по словам очевидцев, сначала изменил положение своего автомобиля, чтобы все выглядело так, как будто в ДТП виноват не он, а после, действуя согласно инструкции, попытался открутить номера со своей рабочей машины, под прицелами фотокамер многих зевак, но у него ничего не получилось, после чего он заперся в салоне. Прибывшие на место сотрудники ДПС, пряча лица от многочисленных камер очевидцев, зафиксировали ДТП и составили его план по всем правилам.
Кого и куда вез служебный автомобиль – осталось тайной. Известно лишь, что автомобиль официально закреплен за руководством МЧС.
1 июля. Полдень, центр Москвы
Черный Mercedes с номером а993мр199 и включеным проблесковым маячком, поворачивая с третьего ряда к гостинице Ritz Carlton, задел припаркованный там же автомобиль Mazda. К чести водителя Мерседеса, числящегося за генеральным директором ИТАР-ТАСС Виталием Игнатенко, обошлось без рукоприкладства и громкой шумихи. ДТП даже можно считать образцово-показательным; машина ДПС подъехала в течение нескольких минут, ДТП было спешно оформлено, и машины разъехались. На всё, по словам очевидцев, ушло менее 10 минут. Вот бы всегда мелкие ДТП офрмлялись так, и для всех...
13 июля. Подмосковье, малое Бетонное кольцо, съезд в сторону Голицино
Служебный автомобиль BMW-525 (государственный регистрационный номер а081мр199), закрепленый за заместителем руководителя протокола президента Игорем Смирновым, двигаясь с включенными мигалками и звуковыми спецсигналами врезался в выезжающую на шоссе грузовую «Газель», не уступившую ему дорогу. Благодаря малой скорости обоих транспортных средств в момент столкновения, ДТП обошлось без жертв и пострадавших, но оба автомобиля получили незначительные механические повреждения. Водитель «Газели» был признан виновным, и на него был наложен штраф. За непредоставление преимущества автомобилю со спецсигналами.
31 июля. Подмосковье, 23:15, 44-й километр Калужского шоссе
Автомобиль Volkswagen Multivan а360мр97, закрепленный за руководством МВД, столкнулся на встречных курсах с автомобилем ВАЗ 21041, принадлежащем организации, занимающейся ремонтом лифтов в Подмосковье. В машине в момент ДТП находились ремонтники ночной смены Виктор Абасев и Ратмир Николаев. Первый погиб на месте, второй – чуть погодя, в больнице.
Прибывших на место происшествия инспекторов ДПС практически сразу сменили сотрудники спецполка ГИБДД, попросившие своих коллег «не мешать им». Работавшие там же впоследствии сотрудники МЧС все как один хранят полное молчание касательно подробностей ДТП, однако известно, что уже к утру все следы аварии были устранены, включая следы тормозного пути, оставленные протекторами автомобилей. Более того, камеры, которыми был оборудован перекресток, также были спешно демонтированы, и официально видеозаписи ДТП не существует. Разумеется, виновником ДТП был признан покойный водитель «Жигулей».
Официально Ратмир Николаев погиб на месте ДТП, однако известно, что его с места ДТП повезли не в морг, а в какую-то московскую больницу, откуда почти сразу перевели в другую больницу, ГКБ 7, где он и скончался; по разным документам – в 2 часа ночи и в 4 часа утра соответственно. В справке, выданной родным и близким в графе «Причина смерти», стоит прочерк, а его останки родственникам выдали только 4 августа, причем практически ночью.
В официальные сводки ДТП не попало, и это неудивительно; МВД долго отпиралось, но всё-таки было вынуждено признаться, что в микроавтобусе пассажиром находились супруга главы МВД Рашида Нургалиева Маргарита Нургалиева, с подругой. По официальной версии с опорой на данные прокурорской проверки, на автомобиле ведомства не были установлены проблесковые маячки, однако очень быстро нашлись фотографии, согласно которыми данный мультивен в повседневной жизни оборудован даже не одной мигалкой, а несколькими. Также не получено никаких объяснений тому факту, что в служебном автомобиле руководства МВД в качестве пассажирки находилась супруга главы ведомства, не имеющая к МВД никакого отношения. Любопытная деталь: в личной собственности у супругов Нургалиевых официально не значится ни одного автомобиля.
24 ноября. Москва, 23:40, МКАД
Автомобиль Lexus IS250 не смог пропустить BMW 7-й серии («бортовой» номер а997ру199, включенная мигалка, сирена) по причине слишком плотного потока в правом ряду. В ответ на это автомобиль сопровождения «Бэхи» (Toyota Land Cruiser 200, номерной знак а328аа177) перегородил дорогу Лексусу, после чего из «Крузера» выскочили трое мужчин, один из которых ногой разбил Лексусу фару, а второй – боковое стекло, через которое попытался вытащить водителя. Лишь вмешательство других водителей, возмущенных подобным беспределом, спасло водителя Лексуса от дальнейшей расправы. Неизвестные спешно ретировались.
Впрочем, таковыми им оставалось быть недолго: шумиха, поднятая в блогосфере, перекинулась на СМИ, и, в конечном счёте, дело традиционно взял под контроль лично Рашид Нургалиев, выступивший с заявлением для прессы. Сразу после его выступления следственный отдел УВД Западного округа Москвы возбудил уголовное дело по ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества), а пострадавший Алексей Смирнов оценил нанесенный ему ущерб в 350 тыс.; 250 000 – за ремонт машины, 100 000 – за разбитые очки в золотой оправе.
Найти автомобиль виновников не составило труда; он оказался записан на работника ЧОП «АСТ "Щит"», принадлежащего мультимиллиардеру Тельману Исмаилову, бывшему владельцу Черкизовского рынка. В ходе следствия возникла версия, что автомобиль с мигалкой перевозил его младшего сына, Сархана. Впрочем, сам Тельман Исмаилов комментариев по этому поводу не дал, а вице-президент группы компаний «АСТ» Аббас Аббасов всячески отрицает причастность своих подчиненных и сына своего босса к данному происшествию, утверждая, что семья Исмаиловых не имеет мигалок на своих автомобилях. Следствие продолжается, возбуждено уголовное дело.
Это уже второй случай за неполные два года, когда сыновья Тельмана Исмаилова оказываются в эпицентре громкого дорожного скандала. Напомним: осенью 2009 года Сархан и Алекпер Исмаиловы засветились в качестве участников импровизированных гонок на дорогих спортивных машинах (Bugatti Veyron, Mercedes McLaren, Porsche Cayenne Turbo и Lamborghini Murcielago), устроенных сыновьями российских «сильных мира сего» в окрестностях Женевы. Гонки привели к ДТП, в котором пострадал 70-летний немецкий пенсионер, и была разбита Lamborghini Murcielago. Братья Исмаиловы проходили по этому делу в качестве свидетелей, поскольку были за рулем двух арендованых супер-каров из приведенного списка.
28 ноября. Москва, 19:00, 50-й километр МКАД
Автомобиль BMW 7 серии (гос. номер а506мр97) с включенным проблесковым маячком протаранил автомобиль Toyota Celica, который, по-видимому, слишком медленно перестраивался в плотный поток справа, уступая ему дорогу, после чего перегородил движение японской иномарке. Сзади к «Селике» пристроился Porsce Cayenne, из обоих машин вышли люди, и направились к Тойоте, в салоне которой находились молодой человек со своей девушкой. Дальнейшие события и действия водителя БМВ, а также охраны, засняты на камеру сотового телефона. Внимание, в ролике много ненормативной лексики!!!
Вызванные пассажиркой Тойоты сотрудники ГИБДД не смогли быстро подъехать на место ДТП, зато БМВ и Порше вскоре ретировались, а их место заняла Subaru Legacy (гос.номер у675ао197), вышедшие из которой люди (предположительно - выходцы с Кавказа) сначала попытались угрозами выманить наружу водителя, запершегося в Селике от греха подальше. Не добившись ничего словами, они начали крушить стёкла Тойоты рукоятью пистолета и кулаками. От греха подальше, Тойота также покинула место ДТП и направилась к ближайшему посту ГИБДД; Субару Легаси последовала за ней. Уже на посту ГИБДД пассажир Легаси, размахивая удостоверениями сотрудника ЧОП, требовал выдать ему на расправу водителя Тойоты. Не встретив понимания со стороны работников ГИБДД, водитель и пассажир Субару попытались скрыться, однако были задержаны вызваным нарядом ППС. Задержанный буян оказался уроженцем Грузии Зауром Свиакаури, работающим охранником в одном из московских ЧОПов. Он и водитель Subaru Legacy были допрошены в качестве свидетелей, и... отпущены!
Очень быстро выяснилось, что фигурирующая в деле БМВ с мигалкой закреплена за главой народного собрания Ингушетии, возглавляемого спикером Махмудом Сакаловым. По его словам, автомобиль в тот день официально находился на техническом обслужовании.
По словам президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, водитель BMW признался, что в тот злополучный вечер подрабатывал частным извозом на служебном (!!!) авто. Водитель назвал несколько известных фамилий своих постоянных пассажиров, среди которых, по словам Евкурова «есть грузинские, но нет ни одной ингушской». Фамилии в интересах следствия не разглашаются, по факту нападения на водителя Toyota Сelica и его спутницу возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 213 (хулиганство, совершенное с применением оружия), максимальное наказание по которой предусматривает от 4 до 7 лет тюрьмы.
30 ноября. Москва, около 8:00 утра, шоссе Энтузиастов
Прокурор Москвы Юрий Семин, служебный автомобиль которого пытался объехать пробку по встречке, столкнулся с автомобилем «Рено», за рулем которого находилась 54-летняя женщина. В момент аварии «Мерседес» Семина двигался с включенным проблесковым маячком, но без включенного звукового сигнала.
В результате ДТП никто не пострадал - машины двигались с небольшой скоростью. Оба автомобиля получили незначительные повреждения; через несколько минут после ДТП за прокурором приехал другой автомобиль, который и увез его на службу Официально ДТП не оформлялись; стороны на месте договорились о компенсации материального и морального (!!!) ущерба и разъехались, не имея претензий друг к другу.
6 декабря. Москва, около 8:00 утра, пересечение Нахимовского шоссе с Варшавским
И снова - очередной пешеход попал под машину с включенной мигалкой, перебегая дорогу «в неположенном месте и на красный свет»; по-видимому, данная формулировка, несмотря на свою абсурдность, становится всё более и более популярной в официальных документах. Пешеход был сбит «Мерседесом» с гос.номером а808мр; прибывшие на место сотрудники ДПС не стали церемониться с людьми в «Мерседесе», а задержали их, подвергнув обыску. Уже впоследствии выяснилось, что пострадавший в ДТП мужчина переходил дорогу по «зебре» и на зеленый свет. Кстати, он сильно не пострадал; по свидетельству ряда источников, уже в больнице с него взяли подпись на документ, что претензий к «Мерседесу» Е350 и находившимся в нем он не имеет. Согласно некоторым данным, автомобиль принадлежит ФСБ.
Эпилог. 20 мая, Москва, примерно 21:00, район Нового Арбата
Автомобиль Аudi А8 с госномером а978мр97, с включенными спецсигналами разворачивался через три полосы (любезно остановленные для его проезда работником ДПС) в противоположную сторону, и в этот момент был взят на таран «Мерседесом», выскочившем из крайнего левого ряда. После этого, из «Мерседеса» выскочил водитель, и с криками «Долой мигалки! Долой чиновников с мигалками!!!» набросился с кулаками на водителя Ауди.
Подбежавшим сотрудникам ГИБДД мужчина объяснил свой поступок тем, что этот номер серии АМР не относятся к автомобилям чиновников, которым разрешено ездить со спецсигналами.
Служебная «А-восьмая» оказалась закреплена за зам.министром природных ресурсов Семёном Леви. Пресс-служба министерства заявила, что документы на право пользования спецсигналов именно этим автомобилем в полном порядке, и маячок с сиреной установлен на нем в соответствии с Законом. Водитель злополучной Ауди был практически сразу уволен, официально – за третье нарушение ПДД, на котором он попался в текущем году. С его слов, он ехал в район Садового кольца по личному поручению своего босса.
К слову, зам.министра природных ресурсов не является тем чиновником, которому, по Закону, положен проблесковый маячок на служебный автомобиль.