«Дакар» 2011: на радость букмекерам
Главный герой гонки: Марк Кома (КТМ)
Главным героем прошедшей гонки мы по традиции называем выигравшего ее мотоциклиста, поскольку этим парням в ралли-марафонах приходится тяжелее всех: мало того, что им приходится и пилотировать, и «штурманить» одновременно, так еще и едут они не на четырех колесах (под защитой каркасов безопасности и многоточечных ремней), а на двух. Причем едут немногим медленнее автомобилистов. Что же до Комы, то он выиграл свой третий титул на «Дакаре», причем выиграл, в отличие от предыдущих лет, что называется «по делу»: по праву того, кто одержал больше всех побед на этапах. (Напомним, что в 2006 году Марк завоевал титул, не выиграв ни одного спецучастка, а в 2009 имел в активе три победы на с/у против четырех у Сириля Депрэ, но все равно стал чемпионом).
Самая долгожданная победа: Нассер Аль-Аттийя (Volkswagen)
Как бы ни хотелось посочувствовать Карлосу Сайнсу, упустившему победу всего за два этапа до финиша, отдадим должное катарскому пилоту: титула на «Дакаре» он был достоин уже давно. Можно сказать даже, что Нассер его выстрадал. За шесть лет выступлений в главном ралли-марафоне планеты он трижды сходил с дистанции, один раз выиграть не позволила слабоватая машина, в прошлом году его в упорной борьбе обошел напарник по команде – все тот же Сайнс. Лишь в этом году гоночная Фортуна улыбнулась, наконец, и катарцу. Который стал первым представителем арабской страны, победившим на «Дакаре» в зачете «Авто».
Победа «в одну калитку»: Владимир Чагин (КАМАЗ)
В зачете грузовиков никаких сенсаций опять не было, да и быть не могло. «Царь», как прозвали друзья-соперники Владимира Чагина, оформил свой рекордный (седьмой) титул на «Дакаре», опередив, наконец, по этому показателю чеха Карела Лопрайса, а команда «КАМАЗ» завоевала уже десятую победу. Вот только ценность этих достижений – уже не та, что прежде. Поскольку главные конкуренты камазовцев «самоустранились» еще на ранних стадиях гонки (у Жерара де Рооя обострилась травма спины после жесткого приземления на трамплине уже на первом с/у, Алес Лопрайс сломал турбину на своей «Татре» и вынужден был сойти на девятом), «Дакар»-2011 превратился в своего рода челнинский «междусобойчик», в котором первенствовал Чагин, вторым финишировал Фирдаус Кабиров, третьим к финишу пришел «молодежный» экипаж Эдуарда Николаева, а «боевая техничка» под управлением Ильгизара Мардеева стала четвертой. Ближайший же преследователь «КАМАЗов», Франц Эктер на MAN, отстал от Чагина почти на 6 часов…
Везунчик: Жиньель де Вильер (Volkswagen)
Как говорится, не было бы счастья – да несчастье помогло. А еще в таких ситуациях говорят: «Не было ни гроша – и вдруг алтын!» До последнего казалось, что на «Дакаре»-2011 максимум, на что может рассчитывать победитель ралли 2009 года Жиньель де Вильер – это на третье место. Однако на 11-м с/у Карлос Сайнс, решив пойти ва-банк в борьбе с Аль-Аттийя и угодив на полном ходу в огромную яму, по сути, пропустил южноафриканца на вторую ступеньку призового подиума. Воистину: чтобы победить, надо, прежде всего, финишировать…
Главное разочарование: четвертое место Стефана Петранселя (BMW)
Третий год подряд рекордсмен по числу титулов на «Дакаре» Стефан Петрансель не может подняться выше четвертого места. И второй год подряд его подводит техника. В прошлом году легендарный француз сломал карданный вал и потерял более двух часов, пока «тошнил» на «моноприводе» до финиша пятого с/у. В этом году BMW Петранселя и вовсе стал «сыпаться»: количества проколов и разного рода мелких поломок, выпавшего на долю Стефана, хватило бы, кажется на всю команду Volkswagen вместе взятую! Десятая же победа для самого титулованного «дакаровского» пилота всех времен откладывается теперь еще, как минимум, на год. Будем надеяться, BMW подготовит ему, наконец-то, достойную машину!..
Рекорд всех времен: 10 побед подряд команды КТМ
Чем больше все меняется, тем больше все остается по-прежнему. Организаторам «Дакара», французской группе компаний ASO, стоит почаще вспоминать эту (французскую же) поговорку. Два года назад, озаботившись тотальным доминированием австрийской марки в зачете «Мото», менеджеры ASO ограничили кубатуру моторов для мотоциклов, стартующих на «Дакаре», до 450 куб. см, надеясь, таким образом, усилить конкуренцию. Не помогло. КТМ все равно впереди, а претендентов на титул который год подряд всего двое: Марк Кома и Сириль Депрэ. В нынешнем году эта парочка «привезла» австрийской марке рекорд, который вряд ли будет побит в обозримом будущем: 10 к ряду побед на «Дакаре». У наших «КАМАЗов» - столько же, но не подряд. Победную же поступь КТМ остановить пока явно некому…
Результаты ралли «Дакар» 2011:
Мотоциклы
Поз. Пилот Команда Время Отставание Штраф 1 М. Кома KTM 03:25:00 - - 2 С. Депрэ KTM 03:40:04 00:15:04 00:10:00 3 Э. Родригеш Yamaha 05:05:20 01:40:20 - 4 Ф. Лопес-Контардо Aprilia 05:34:45 02:09:45 - 5 Х. Педреро Гарсия KTM 06:32:03 03:07:03 00:04:00 Автомобили Поз. Экипаж Команда Время Отставание 1 Н. Аль-Аттийя/Т. Готтшальк Volkswagen 21:16:16 - 2 Ж. Де Вильер/Д. Фон-Зитцевитц Volkswagen 22:05:57 00:49:41 3 К. Сайнс/Л. Круз Volkswagen 22:36:54 01:20:38 4 С. Петрансель/Ж.-П. Коттрэ BMW 23:00:04 01:43:48 5 К. Холовчиц/Ж.-М. Фортэн BMW 01:27:37 04:11:21 Грузовики Поз. Экипаж Команда Время Отст. 1 В. Чагин/С. Савостин/И. Шайсултанов КАМАЗ 00:28:54 - 2 Ф. Кабиров/А. Беляев/А. Макеев КАМАЗ 00:58:58 00:30:04 3 Э. Николаев/В. Мизюкаев/В. Рыбаков КАМАЗ 03:49:11 03:20:17 4 И. Мардеев/В. Демьяненко/А. Мардеев КАМАЗ 06:13:50 05:44:56 5 Ф. Эктер/Д. Руф/А. Кляйн MAN 06:14:31 05:45:37