Цены на автомобили в России: вперед и вверх!..
Что было?
По данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная цена иномарки в России в прошлом году достигла $28 790, что на 9,9% больше, чем с 2009 г. На первый взгляд, это странно, так как одновременно в прошлом году на нашем рынке значительно увеличилась доля иномарок российского производства. Они дешевле импортируемых моделей за счет налоговых льгот, которые предоставляются производителям, работающим в режиме промсборки, а также из-за более низкой (в 2-3 раза) оплаты труда на автозаводах России по сравнению с аналогичными предприятиями в Европе (данные «АСМ-холдинга»).
Тем не менее, средняя цена иномарки увеличилась, причем значительно. По мнению директора «Автостата» Сергея Целикова, «рост средней стоимости иномарок обусловлен не только подъемом цен на текущий модельный ряд, но и изменением его структуры». Автопроизводители, по словам эксперта, стремились продавать «меньше дешевых и больше дорогих моделей». Кроме того, многие компании обновили в прошлом году модельный ряд, и в большинстве случаев новинки оказывались на 10-15% дороже машин предыдущего поколения.
Вопреки ожиданиям, к снижению средней цены иномарки не привело и увеличение доли иностранных моделей российского производства. Как отмечает заместитель генерального директора «АСМ-холдинга» Александр Ковригин в своей статье «Что ждет автопром после новых правил промсборки?», «когда выпускали Постановление 166 (о локализации), то говорили, что мы приблизим производство автомобилей к потребителю, и они будут дешевле. Но, как показывает практика, автомобили продаются по тем ценам, которые принимает рынок, а если сравнивать с Восточной Европой, то они дороже на 15-20%».
Была и еще одна причина, вынуждавшая россиян покупать более дорогие машины, несмотря на рост предложения в секторе бюджетных иномарок российского производства. Дело в том, что заводы иностранных компаний зачастую не справлялись с превысившим все прогнозы ростом спроса, что вызывало дефицит автомобилей и, соответственно, очереди.
При этом на дорогие версии бюджетных авто очереди меньше. Таким образом, покупатели, стремясь избежать очередей, приобретали более дорогие машины, чем планировали изначально, что, соответственно, вызывало и рост средневзвешенной цены иномарки в России.
Что будет?
В нынешнем году, по мнению Kolesa.Ru, кардинального изменения ситуации с ценами ждать не следует.
Спрос на рынке снова опережает самые смелые ожидания. Комитет автопроизводителей АЕБ, например, уже заявил, что пересмотрит в сторону увеличения прогноз по продажам на 2011 год ввиду 77-процентного роста рынка за первые два месяца текущего года и 80-процентного – за один только февраль.
Одновременно с этим как на дрожжах растут и продажи иномарок российского производства. При этом объемы выпуска на заводах иностранных компаний вряд ли будут расти столь же значительными темпами. Например, многие эксперты предполагают, что Renault уже очень скоро упрется в «потолок» по мощности своего производства на «Автофрамосе».
Таким образом главный тренд сохранится: за бюджетными автомобилями российской сборки будут выстраиваться очереди, и люди будут обращать внимание на более дорогие модификации. Что вызовет и рост средневзвешенной цены иномарки в России. По крайней мере, ожидать ее снижения не стоит.
Наиболее наглядно эта тенденция проявилась с выходом главной новинки российского рынка в конце 2010 – начале 2011 гг.: Hyundai Solaris. Когда прием заказов на модель только начался, самой популярной среди покупателей была базовая версия за 379 000 рублей. Вскоре, однако, заказы на Solaris Base стали принимать со сроком ожидания в полгода, и спрос сместился на более дорогие комплектации. Сейчас самая ходовая – Optima (от 462 000 руб.).
В ближайшее время концерн Hyundai-KIA обещает увеличить мощность своего петербургского завода, однако в течение нынешнего года на конвейер этого же предприятия встанет еще один потенциальный бестселлер российского рынка: Kia Rio. И есть все основания предполагать, что история повторится: поначалу клиенты будут заказывать, по большей части, «бюджетные» версии, за ними быстро выстроятся очереди, и спрос сместится на более дорогие комплектации.
При всем при этом, собственно розничные цены на автомобили (причем как на импортируемые, так и на российской сборки) тоже не демонстрируют стремления к снижению. Так, в самом начале нынешнего года повысились цены на модели Audi, Mercedes, VW (включая Polo Sedan) и родного «АвтоВАЗа».
Среди факторов, «разгоняющих» розничные цены на автомобили нельзя не отметить значительно выросшую цену дизельного топлива в нашей стране. Дорожает солярка – растут расценки на грузовые перевозки. Соответственно, растет стоимость доставки автомобилей до дилерских центров. Как следствие, продавцы переписывают ценники…
Не стоит забывать и об инфляции. Например, именно этот фактор указан компанией VW как основная причина подорожания всех моделей компании в начале нынешнего года. Напомним, по итогам 2010 года инфляция в России, по данным «Росстата», составила 8,8%. Сейчас, по словам первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, инфляция составляет 9,4% к соответствующему периоду прошлого года.
Вывод напрашивается сам собой: готовьте ваши денежки. А если хотите дешевый иностранный автомобиль – будьте готовы к тому, что дилер назовет срок ожидания чуть ли не в полгода…