История

Skiff automobiles. Откуда взялись скифы.

Skiff automobiles

В переводе с английского или французского языка слово skiff означает одно и то же — гребная шлюпка, лодка, ялик. Какое отношение имеет шлюпка к автомобилю, если это конечно не амфибия. Но в самом начале двадцатого века, на заре автомобилестроения об амфибиях еще ни кто и не помышлял. По воде плавали на лодках, по дорогам разъезжали в автомобилях. И все же именно тогда, в 1911 году, и произошло «слияние» деревянной шлюпки с автомобилем, положившее начало великолепнейшему стилю в автомобильном кузовостроении, получившем имя «Skiff». К сожалению век скифов был недолог. Первые кузова построили в 1911 году, а в 1925 мода на скифы прошла. Технический прогресс диктовал свои вкусы, массовое производство заполонило мир дешевыми машинами и чистое искусство зачахло, оставив потомкам не больше десятка настоящих скифов.

Идея объединения деревянной лодки с автомобилем зародилась во Франции, и принадлежит она шевалье Рене де Книффу директору автомобильной компании Панар-Левассор и бессменному организатору автомобильных гонок во Франции тех лет. На одной из встреч с Генри Лабурдеттом, владельцем кузовостроительной компании, где речь шла о строительстве и установке специального спортивного кузова, шевалье де Книфф попросил изготовить чрезвычайно легкий, обтекаемый кузов в стиле «торпедо». «Вы знаете, что я ежедневно занимаюсь греблей и знаю в этом толк — заявил он, почему бы Вам не установить на шасси перевернутый ялик, вроде того на котором я плаваю. Он легкий и прочный, а форма его прекрасно подойдет для гонок на больших скоростях».

«На что я заметил, вспоминает Генри Лабурдетт в своей книге, что лодка потому и прочна, что в ней нет дверей. Как же Вы будете входить в автомобиль без дверей?
— Я перешагну через борт, последовал ответ.
— А как же леди?
— Они тоже перешагнут. И мы, наконец, сможем увидеть их ноги — рассмеялся шевалье».

В 1910 году, после смерти своего отца, молодой Жан-Генри Лабурдетт, которому в то время было 22 года, унаследовал, основанную еще его дедом, кузовостроительную фирму. Талант его уже успел проявиться, и люди, связанные с автомобильным делом, знали Генри Лабурдетта как производителя красивых и надежных автомобильных кузовов.

После разговора с шевалье Генри долго ломал голову над этим вопросом, и чтобы понять все особенности кораблестроения, посетил верфь в Иль де Жатт, где, имеющая прекрасную репутацию, фирма Despujols строила свои моторные лодки. Каркас лодки обивался тремя слоями планок из красного дерева, расположенными под углом друг к другу.

Идея этой технологии была подхвачена и, в несколько измененном виде, применительно к автомобилестроению, была запущена в производство. Из дуба или ясеня строился каркас будущего корпуса автомобиля, состоящий из горизонтальных подоконных брусьев и брусьев основания кузова. Они соединялись вертикальными «шпангоутами» и обивались тремя слоями 3-х миллиметровых планок из красного дерева. Первый слой шел под углом 45 градусов к подоконным брусьям, второй — под прямым углом к первому и, наконец, третий верхний слой планок располагался горизонтально. К каркасу планки крепились медными заклепками, причем количество заклепок, использованных в кузове одного автомобиля, вполне могло превышать 10.000 штук. В некоторых случаях, при большой кривизне кузовных обводов, для достижения нужной формы, предварительно использовали паровой изгиб обивочных планок в специально изготовленных кондукторах.

Когда первый кузов был построен, его вес составил всего 180 килограммов. Причем сюда, кроме кузова, входили — ветровое стекло, четыре крыла, подножки, крепежные элементы для запасных колес, обивка, гофрированный пол из красного дерева. Пол и внутренний каркас кузова были настолько красивы, что закрывать их, дополнительно нагружая машину, было бы кощунством.
Скиф Лабурдетта объединил отдельные элементы автомобильного кузова тех лет в одно гармоничное целое с изящными линиями и переходами. Черный цвет капота и легких, словно летящих крыльев, великолепно сочетался с лакированным красным деревом обтекаемого пассажирского салона.

Спрос на экстравагантные кузова не был огромным. Скифы заказывали клиенты, пожелавшие проявить индивидуальность или блеснуть в обществе элегантным и необычным автомобилем. Значительная экономия веса по сравнению со стальным кузовом была эквивалентна добавленной мощности, и самым непосредственным образом сказывалась на скорости автомобиля.

В любом случае идея строительства кузовов в стиле «скиф» разлетелась по всему миру и вскоре в ателье Генри Лабурдетта стали приходить заказы на постройку кузовов на шасси Мерседес, Пежо, Испано-Сюиза, Роллс-Ройс, Делонэ-Бельвилль и многих других. Появляются и другие кузовщики, работающие над постройкой кузовов этого типа. Mulbacher, Duquesne практически повторяли метод Лабурдетта, в некоторых случаях покрывая деревянными планками и алюминиевые капоты автомобилей. Фирмы Schebera & Ansart и Teisseire производили обшивку кузова планками значительно большей толщины, что, безусловно, ограничивало свободу творчества.

Очень немногие из настоящих скифов дожили до наших дней. Войны и пожары, жара и дожди сурово отнеслись к этим твореньям кузовных мастеров. Большая их часть исчезла без следа, некоторые можно увидеть лишь на пожелтевших фотографиях в семейных архивах. Но те редкие алмазы, которые время от времени сверкают на конкурсах в Pebble Beach, не дают нам забыть великих художников прошлого.

1911 Mercedes 37/90HP Labourdette Skiff. Dennis Adler1911 Mercedes 37/90HP Labourdette Skiff. Conceptcarz.comMercedes 37/90HP Labourdette Skiff. Ultimatecarpage.com1911 Mercedes 37/90HP Labourdette Skiff. Ultimatecarpage.com1911 Mercedes 37/90HP Labourdette Skiff. Ultimatecarpage.com1913 Peugeot Type 150 Labourdette Skiff. SmugMug, Inc.1913 Peugeot Type 150 Labourdette Skiff. Conceptcarz.com1913 Peugeot Type 150 Labourdette Skiff. Conceptcarz.com1913 Peugeot Type 150 Labourdette Skiff. Conceptcarz.com1914 Rolls Royce Silver Ghost Labourdette Skiff. Supercars.net1914 Rolls Royce Silver Ghost Labourdette Skiff. Supercars.net1923 Hispano Suiza H6B Mulbacher Skiff. SmugMug, Inc.1914 Rolls Royce Silver Ghost Shapiro-Schebera Skiff. Automobile Quarterly1914 Rolls Royce Silver Ghost Shapiro-Schebera Skiff. Automobile Quarterly1914 Rolls Royce Silver Ghost Shapiro-Schebera Skiff. Automobile Quarterly

Метки: , , , , ,


Партнеры: