Skiff automobiles. Откуда взялись скифы.
В переводе с английского или французского языка слово skiff означает одно и то же — гребная шлюпка, лодка, ялик. Какое отношение имеет шлюпка к автомобилю, если это конечно не амфибия. Но в самом начале двадцатого века, на заре автомобилестроения об амфибиях еще ни кто и не помышлял. По воде плавали на лодках, по дорогам разъезжали в автомобилях. И все же именно тогда, в 1911 году, и произошло «слияние» деревянной шлюпки с автомобилем, положившее начало великолепнейшему стилю в автомобильном кузовостроении, получившем имя «Skiff». К сожалению век скифов был недолог. Первые кузова построили в 1911 году, а в 1925 мода на скифы прошла. Технический прогресс диктовал свои вкусы, массовое производство заполонило мир дешевыми машинами и чистое искусство зачахло, оставив потомкам не больше десятка настоящих скифов.
Идея объединения деревянной лодки с автомобилем зародилась во Франции, и принадлежит она шевалье Рене де Книффу директору автомобильной компании Панар-Левассор и бессменному организатору автомобильных гонок во Франции тех лет. На одной из встреч с Генри Лабурдеттом, владельцем кузовостроительной компании, где речь шла о строительстве и установке специального спортивного кузова, шевалье де Книфф попросил изготовить чрезвычайно легкий, обтекаемый кузов в стиле «торпедо». «Вы знаете, что я ежедневно занимаюсь греблей и знаю в этом толк — заявил он, почему бы Вам не установить на шасси перевернутый ялик, вроде того на котором я плаваю. Он легкий и прочный, а форма его прекрасно подойдет для гонок на больших скоростях».
«На что я заметил, вспоминает Генри Лабурдетт в своей книге, что лодка потому и прочна, что в ней нет дверей. Как же Вы будете входить в автомобиль без дверей?
— Я перешагну через борт, последовал ответ.
— А как же леди?
— Они тоже перешагнут. И мы, наконец, сможем увидеть их ноги — рассмеялся шевалье».
В 1910 году, после смерти своего отца, молодой Жан-Генри Лабурдетт, которому в то время было 22 года, унаследовал, основанную еще его дедом, кузовостроительную фирму. Талант его уже успел проявиться, и люди, связанные с автомобильным делом, знали Генри Лабурдетта как производителя красивых и надежных автомобильных кузовов.
После разговора с шевалье Генри долго ломал голову над этим вопросом, и чтобы понять все особенности кораблестроения, посетил верфь в Иль де Жатт, где, имеющая прекрасную репутацию, фирма Despujols строила свои моторные лодки. Каркас лодки обивался тремя слоями планок из красного дерева, расположенными под углом друг к другу.
Идея этой технологии была подхвачена и, в несколько измененном виде, применительно к автомобилестроению, была запущена в производство. Из дуба или ясеня строился каркас будущего корпуса автомобиля, состоящий из горизонтальных подоконных брусьев и брусьев основания кузова. Они соединялись вертикальными «шпангоутами» и обивались тремя слоями 3-х миллиметровых планок из красного дерева. Первый слой шел под углом 45 градусов к подоконным брусьям, второй — под прямым углом к первому и, наконец, третий верхний слой планок располагался горизонтально. К каркасу планки крепились медными заклепками, причем количество заклепок, использованных в кузове одного автомобиля, вполне могло превышать 10.000 штук. В некоторых случаях, при большой кривизне кузовных обводов, для достижения нужной формы, предварительно использовали паровой изгиб обивочных планок в специально изготовленных кондукторах.
Когда первый кузов был построен, его вес составил всего 180 килограммов. Причем сюда, кроме кузова, входили — ветровое стекло, четыре крыла, подножки, крепежные элементы для запасных колес, обивка, гофрированный пол из красного дерева. Пол и внутренний каркас кузова были настолько красивы, что закрывать их, дополнительно нагружая машину, было бы кощунством.
Скиф Лабурдетта объединил отдельные элементы автомобильного кузова тех лет в одно гармоничное целое с изящными линиями и переходами. Черный цвет капота и легких, словно летящих крыльев, великолепно сочетался с лакированным красным деревом обтекаемого пассажирского салона.
Спрос на экстравагантные кузова не был огромным. Скифы заказывали клиенты, пожелавшие проявить индивидуальность или блеснуть в обществе элегантным и необычным автомобилем. Значительная экономия веса по сравнению со стальным кузовом была эквивалентна добавленной мощности, и самым непосредственным образом сказывалась на скорости автомобиля.
В любом случае идея строительства кузовов в стиле «скиф» разлетелась по всему миру и вскоре в ателье Генри Лабурдетта стали приходить заказы на постройку кузовов на шасси Мерседес, Пежо, Испано-Сюиза, Роллс-Ройс, Делонэ-Бельвилль и многих других. Появляются и другие кузовщики, работающие над постройкой кузовов этого типа. Mulbacher, Duquesne практически повторяли метод Лабурдетта, в некоторых случаях покрывая деревянными планками и алюминиевые капоты автомобилей. Фирмы Schebera & Ansart и Teisseire производили обшивку кузова планками значительно большей толщины, что, безусловно, ограничивало свободу творчества.
Очень немногие из настоящих скифов дожили до наших дней. Войны и пожары, жара и дожди сурово отнеслись к этим твореньям кузовных мастеров. Большая их часть исчезла без следа, некоторые можно увидеть лишь на пожелтевших фотографиях в семейных архивах. Но те редкие алмазы, которые время от времени сверкают на конкурсах в Pebble Beach, не дают нам забыть великих художников прошлого.