1962 Chevrolet Corvair Monza Coupe
В середине пятидесятых годов рост экспорта недорогих европейских автомобилей в США заставил американских производителей задуматься над созданием собственных малогабаритных автомобилей. Первыми такие автомобили выпустили компании Нэш (Nash) и Студебекер (Studebaker). Вскоре к ним присоединились Форд (Ford), выпустивший модель Фалкон (Falcon) и Плимут (Plymouth) с моделью Вэлиэнт (Valiant).
Но не многие американские автомобили тех лет снискали одновременно такую любовь и ненависть, какие выпали на долю Корвера (Chevrolet Corvair), первой малогабаритной модели Дженерал Моторс.
В 1954 году, во время массированной атаки на американский рынок заднемоторных «Жуков», произведенных на заводе Фольксваген, в отделении Шевроле начались проектные работы над компактным автомобилем. Эд Коул, главный конструктор Шевроле, все больше убеждался, что он на правильном пути. Он давно мечтал об автомобиле с задним расположением двигателя, имеющего воздушное охлаждение. В самом начале 1957 года первый прототип был готов и, получив кодовое название «Холден», был отправлен на испытания.
Автомобиль, при всей своей компактности, с точки зрения механики был довольно сложен. Шестицилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения имел рабочий объем 2,3 литра. Двигатель — верхнеклапанный, с распределительным валом в нижней части. Картер состоял из двух половин, в плоскости разъема которых устанавливался коленчатый вал, вращавшийся в четырех коренных подшипниках. Питание осуществлялось при помощи двух карбюраторов, каждый из которых обслуживал три цилиндра одного ряда. Автомобиль снабжался компактной трансмиссией, либо трехскоростной механической, либо гидродинамическим автоматом «Пауэрглайд». Передняя и задняя подвески были выполнены независимыми на спиральных пружинах.
К сожалению, из-за экономии средств, большая часть которых была потрачена на разработку двигателя, и жесткие компоновочные рамки, в которых находился проект, не позволили избежать главного недостатка — на заднюю ось приходилось более 60 процентов веса автомобиля. Недогрузку передней оси пытались компенсировать низким давлением в шинах передних колес, но полностью избавиться от плохой управляемости так и не смогли.
Масла в огонь подлила вышедшая книга журналиста Ральфа Найдера «Опасен на любой скорости», которая, в конечном счете, и привела этот новаторский автомобиль к краху.
За десять лет производства автомобиль неоднократно модернизировался, совершенствовалась подвеска, увеличивалась мощность двигателя, и хотя Corvair стал более безопасным, покупатели по-прежнему относились к нему с подозрением. Продажи падали и в 1969 году автомобиль был снят с производства.