1949 Ferrari 166 MM Touring Barchetta Speciale
Исследования, связанные с ранней историей Феррари, автомобильные журналисты и историки могут сравнить только с кошмаром — в автомобилях постоянно что-то менялось — либо заменялся двигатель, либо снимался старый кузов и на его место устанавливался новый. Автомобиль, являющийся самым старым существующим Феррари (шасси № 002С), в разное время был оснащен, по крайней мере, тремя различными двигателями и несколькими разными кузовами.
Наше описание коснется всего лишь одного автомобиля, историю которого проследил очень заинтересованный человек — последний владелец Ferrari 166 MM Touring Barchetta Speciale.
В конце 1948 года в ознаменование первых успехов в престижных гонках Милле Милья Энцо Феррари модернизирует свой успешный проект Ferrari 166 и запускает его в серию под названием Ferrari 166 ММ (ММ — в честь победы на Mille Miglia). Эти автомобили вскоре завоюют множество призов на международных состязаниях и сделают возможным признание Феррари, как серьезного производителя спортивных автомобилей.
Для выполнения кузовных работ Феррари привлекал различных итальянских кузовщиков, в том числе на 25 автомобилей были установлены кузова — родстеры, изготовленные специалистами миланской фирмы Карроссерия Туринг с применением патентованной технологии Superleggera (суперлегкая). Изобретенный Феличе Андерлоне в начале тридцатых годов прошлого столетия метод изготовления суперлегких автомобильных кузовов предполагал обшивку алюминиевыми кузовными панелями легкой и прочной пространственной трубчатой рамы и с успехом применялся фирмой Туринг до начала 60-х при производстве кузовов для автомобилей Альфа-Ромео, Астон-Мартин, БМВ, Фиат, Лянча и многих других.
Установленный на 166 ММ кузов получил прозвище Барчетта (Barchetta — по итальянски лодка), которым впоследствии называли подобные кузова и другие итальянские производители. Со своим легким кузовом 166 ММ стал самым мощным и быстрым автомобилем Феррари.
Технически Ferrari 166 MM мало чем отличался от других спортивных автомобилей компании 1940-50 годов с трубчатой рамой, независимой передней подвеской на поперечных рычагах и задней рессорной подвеской, но в моторном отсеке стоял непревзойденный двигатель V12, спроектированный Джоаккино Коломбо. Первоначально объем его составлял 1,5 литра, но уже в третьей версии вырос почти до 2-х литров или 166 см3 в каждом цилиндре (отсюда и традиционный цифровой индекс моделей Феррари — рабочий объем одного цилиндра двигателя в кубических сантиметрах).
Изображенный на иллюстрациях автомобиль — Ferrari 166 MM Touring Barchetta Speciale (шасси № 0052) в течение последних пятидесяти лет был скрыт от внимания широкой общественности в старом сарае и появился вновь на страницах номера за сентябрь-октябрь 2006 года Cavallino Magazine с полностью восстановленной механической частью и тщательно сохраненной патиной кузова. В процессе восстановления двигателя владельцем были сделаны очень интересные открытия, в частности то, что двигатель, установленный на машине не был обычным 166 ММ, так как имел шестеренчатый привод распределительного вала, а не цепной, как стандартных машинах 1949 года. Кроме того, форма штампованных деталей позволяет предположить, что двигатель был собран в той же партии, что и двухлитровые двигатели, предназначенные для гонок F2 и впервые установленные на автомобили только в 1950 году. Поэтому, с большой долей вероятности, можно сказать, что 166 ММ с номером шасси 0052 изначально являлся заводским экспериментальным автомобилем.
Дальнейшие исследования показали, что автомобиль успешно участвовал в различных европейских соревнованиях и закончил спортивную карьеру в 1955, после чего был неоднократно продан, и в 1959 году попал в США, где и простоял в аризонском сарае почти полвека.
По материалам Wouter Mellisen