Краш-тест ЗАЗ-1105 Дана
Модельный год: 1997 Год проведения теста: февраль 1997 Организация, проводившая тест: газета Авторевю |
ЗАЗ-1105 Дана |
Автомобиль разбился. Если первой реакцией после удара Оки было радостное удивление ("Надо же, жива малютка!"), то характер и тяжесть повреждений, полученных
Таврией, не оставляли сомнений в исходе столкновения для этого автомобиля. Но это, как ни странно, вселяло надежды на то, что уровень пассивной безопасности Таврии окажется более высоким! Ведь
задача передка кузова при столкновении и состоит в том, чтобы смяться и аккумулировать, принимать на себя основную энергию удара, оставляя на долю обитателей салона как можно меньше опасных
перегрузок. Передок Таврии действительно смялся основательно - на 62 см с левой стороны. При этом вся передняя часть заметно сместилась влево, на крыше появились две солидные складки - кузов "пошел винтом". От удара разбилось и вылетело лобовое стекло, водительскую дверь заклинило в проеме. Из поврежденных двигателя, коробки передач и системы охлаждения вылились тосол и масло, а аккумуляторная батарея, расположенная на Таврии впереди и слева, превратилась в лепешку. Настораживало то, что основание передней стойки кузова сместилось назад на 33 см (на Оке это перемещение составляло всего 4 см), а значит, значительно уменьшилось жизненное пространство салона. Вновь, как и на Оке, в ухудшение ситуации внесла свой вклад "запаска" - она продвинула в салон часть моторного щита, и панель приборов из твердого пластика сместилась назад и треснула чуть левее центра, образовав острые травмоопасные кромки. С рулевой колонкой и водительским сиденьем и вовсе произошли чудеса. Колонка ушла вправо так, что рулевое колесо оказалось почти посередине и при этом сместилось внутрь на 14 см! С одной стороны, оказавшись посередине, баранка ушла из опасной для водителя зоны и осталась недеформированной (если манекен и ударился о нее, то вскользь и несильно). Но как поведет себя такая "блуждающая" рулевая колонка при правостороннем ударе: может быть, она вонзится в водителя? Левое кресло сместилось вперед на 13 см, а вдобавок его сильно перекосило влево. Произошло это из-за того, что силовая структура пола кузова в районе крепления передних кресел оказалась слишком хлипкой - пол "пошел волнами", изогнул салазки сиденья, и те раскрылись, не удержав кресло. Вместе с деформацией пола это уменьшило пространство для ступней и ног, а вдобавок после отскока манекена назад его голова "промахнулась" мимо подголовника, что чревато повреждением шейных позвонков. А если сразу после такой аварии в Таврию врежется идущая сзади машина, и ускорение от второго удара совпадет с отскоком тела на сиденье? Перелома шеи тогда не миновать... Неприятно и то, что замки-фиксаторы спинки заднего сиденья от удара раскрылись и позволили ей сложиться. Но, судя по первым впечатлениям, для манекенов этот удар все же закончился не слишком плохо - жестких ударов головы, похоже, не было, а сильная деформация передка аккумулировала значительную часть энергии удара. Каково же было наше удивление, когда при просмотре кадров скоростной киносъемки мы увидели странную и страшную картину: тем твердым предметом, о который ударился головой водитель, оказался... капот! Еще при первом осмотре кузова мы заметили, что не сработал аварийный фиксатор капота с левой стороны. На Таврии капот крепится на передних петлях, а для того, чтобы он не ушел при аварии назад, к его внутренней поверхности слева и справа приварены две мощные проушины, а к моторному щиту - два крюка. При нормальной эксплуатации крюки бездействуют, а во время лобового столкновения капот "наезжает" на них проушинами и фиксируется от дальнейшего смещения. Так вот, правый крюк свою работу выполнил, а левый при ударе просто оторвался "с мясом"! В общем, это неудивительно - крюк приварен к моторному щиту консольно, и при столкновении все места точечной сварки (их четыре) работали на отрыв. Всего лишь плохо рассчитанный (или сделанный?) фиксатор капота... При заводских и сертификационных испытаниях, когда Таврию били "в лоб", энергия удара приходилась поровну на оба крюка, и капот не съезжал в салон. Но стоило нашей машине принять удар только одной стороной (как чаще всего это и происходит в жизни!), и фиксатор оторвался. А сколько еще в автомобиле таких "мелочей"?.. Итак, после двух краш-тестов, проведенных в одинаковых условиях, мы уже можем подвести некоторые итоги. Анализ остаточной деформации кузовов обеих машин показал, что пятидверная Таврия имеет более слабую силовую структуру кузова. Плюс этого в том, что энергия столкновения поглощается передком эффективнее, чем в Оке. Но из-за конструктивных недостатков и непродуманной (и не испытанной при смещенных краш-тестах) конструкции кузова он в реальной жизни может повести себя непредсказуемо, о чем свидетельствуют "блуждающие" капот, сиденье и рулевая колонка. И поэтому шансы пассажиров автомобиля ЗАЗ-1105 не получить серьезных травм при лобовом столкновении с перекрытием, увы, слишком малы. Так что мы ничуть не жалеем о том, что разбили нашу Таврию, и о том, что в редакции больше нет ни одной такой машины. Подробнее об этом краш-тесте читайте на сайте газеты "Авторевю". |