Краш-тесты

Краш-тест Иж-2126 Ода

Краш-тест Иж-2126 Ода

Краш-тест Иж-2126 Ода Иж-2126 Ода
Модельный год: 2001
Год проведения теста: ноябрь 2001

Общая оценка - 2 (13%)

Общий рейтинг  

Иж-2126 Ода


    Автомобиль Иж-2126 был спроектирован более 20 лет назад. Никаких подушек и преднатяжителей у него нет.
    То, что случилось с Ижом, на языке экспертов EuroNCAP называется «потерей структурной целостности кузова». Левая часть передка превратилась в бесформенную груду металла. Дверной проем стал прямоугольным - стойку лобового стекла вмяло назад до вертикального положения. Манекен-водитель зажат между сиденьем и передней панелью - вернее, ее останками. Баранка ушла назад на 235 мм, вверх на 100 мм и еще на 90 мм влево. А когда ломом вскрыли водительскую дверь, оказалось, что места для ног водителя практически не осталось - колесо вмяло в пол настолько, что оно оказалось внутри салона!
    Отчего такой ужасный результат? Во-первых, кузов Ижа от удара просто лопнул по сварным швам - словно рубашка, сшитая гнилыми нитками из гнилой ткани. Швы разошлись не только в районе пола, но даже на противоположном от места удара конце передка, который не испытывал серьезных нагрузок! Металл в местах точечной сварки вырывало «с мясом» - он или слишком тонкий, или слишком мягкий. Да и точек сварки на кузове, скажем прямо, могло бы быть побольше.
    Но есть еще и «во-вторых». Причина такого «недержания» смещенного удара - это не только вопрос качества производства на Ижмаше, но и особенность конструкции автомобиля.
    С таким коротким передком, как у Оды, особое значение имеет конструкция передних лонжеронов - продольных несущих элементов кузова. Они должны быть рассчитаны так, чтобы при столкновении «запрограммированно» сминаться, поглощая при этом энергию удара и оберегая салон. Но вместо того, чтобы сложиться «гармошкой», левый лонжерон Оды остался целым! Лишь немного согнулся вправо. А что ему еще оставалось делать, если снизу к нему на болтах прикручен стальной «несгибаемый» подрамник?
    После того, как лонжерон не смог выполнить энергопоглощающих функций, удар быстро спрессовал передок в один компактный блок - и обрушился на моторный щит. Смотрите, какая выстроилась цепочка. Смещены назад: левый лонжерон - на 705 мм, левое колесо - на 600 мм, моторный щит - на 500 мм. Неудивительно, что передняя панель ушла назад аж на 385 мм! Передок взял на себя меньше половины общей деформации, в результате чего жизненное пространство в салоне сократилось почти на сорок сантиметров.
    А еще в Иже при таком ударе водителю гарантированы тяжелейшие травмы ног. Ступни будут попросту зажаты между лопнувшим полом, смещенными педалями и сиденьем. Например, педаль сцепления ушла назад на 410 мм! Педаль тормоза сместилась к ногам «всего» на 270 мм, а педаль газа, к счастью, просто сломалась.
    Как ни странно, датчики в ногах манекена-водителя зафиксировали опасную нагрузку только для правого бедра - более 700 кг, что, по данным медиков-травматологов, уже близко к пределу прочности берцовой кости. Произошло это из-за сильного удара правым коленом в кожух рулевой колонки. Кстати, кожух сам по себе сделан неплохо и эффективно защищает ногу от прямого контакта с металлом рулевой колонки. Если бы еще передок при этом не сминался в лепешку...
    А левое колено, пробив хрупкий пластик передней панели, встретило... пустоту. С одной стороны, это хорошо - левой ноге ничего не угрожает. Но пустота-то здесь образовалась неспроста - на этом месте могла бы быть привычная по другим машинам перемычка, которая не только служит опорой рулевой колонке, но и усиливает кузов. И вообще, в конструкции не предусмотрено почти никаких поперечных элементов, способных перераспределять нагрузку от левой части к правой.
    Итого 2 балла из 16 возможных, или 13% безопасности при фронтальном столкновении.

Подробнее об этом краш-тесте читайте на сайте газеты "Авторевю".

Некоторые результаты испытаний автомобиля Иж-2126-030 Ода и оценочные параметры по методике EuroNCAP
(в скобках - данные испытаний автомобиля М-214101 Святогор)
Параметр Манекен водителя Манекен пассажира Граница "зеленой" зоны Граница "красной" зоны
Макс. перегрузка головы, g 82 (59) 48 (48)    
HIC 640 (550) 260 (-*) 650 1000
Изгибающий момент шеи, Нм более 100 (42) 34 (48) 42 57
Сжатие грудной клетки, мм 41 (37) 39 (39) 22 50
Деформация левой стороны кузова по горизонтали, мм
стойка лобового стекла 290 (75) 100 200
торец рулевой колонки 235 (115) - 110
педали сцепления и тормоза 410 (210) 100 200
* Отсутствие жесткого контакта головы.


Партнеры: