Краш-тесты

Краш-тест ВАЗ-11183 Лада Калина

Краш-тест ВАЗ-11183 Лада Калина

Краш-тест ВАЗ-11183 Лада Калина ВАЗ-11183 Лада Калина
Модельный год: 2005
Год проведения теста: 10.2005
Организация, проводившая тест: газета "Авторевю"
ВАЗ-11183 Лада Калина






    На первый взгляд, разбитая Калина выглядела очень неплохо. Деформация кузова - умеренная. Но излом стойки лобового стекла заметнее, чем у Логана, и водительская дверь все-таки сломана - из-за чего дверной проем стал короче на 80 мм (у Логана было всего 15 мм). Зато дверь у Калины открылась, причем с легкостью.
    В салоне - никаких ужасов, за исключением исковерканного обода руля. Передняя панель почти не пострадала — разве что дефлекторы обдува слева разбиты рукой манекена-водителя, а его правая коленка умудрилась вырвать из пластикового кожуха рулевой колонки крупный и острый заусенец. Пол под ногами «драйвера» - в полном порядке. Педали - почти на месте. Да и смещение руля (всего на 70 мм внутрь салона) похвально невелико.
    Молодцы, вазовцы! Могут, если захотят.
    Словом, по поведению кузова при смещенном ударе на скорости 64 км/ч Калина - вполне современный автомобиль. Несмотря на то, что множество решений по компоновке и конструкции кузова и отдельных узлов достались создателям Калины от «восьмерок», разработанных более 20 лет назад.
    Но силовой каркас кузова - это лишь полдела…
    Чуть позже были расшифрованы данные датчиков манекенов. И пессимизм вазовцев стал понятен. Они-то знали все про свою машину заранее. А для нас пик замедления головы водителя при ударе о руль в 108 g стал шоком!
    Еще хуже то, что в течение трех миллисекунд (именно это время медики считают достаточным для того, чтобы перегрузки успели подействовать на головной мозг) на голову «водителя» действовало замедление в 99 g - это гораздо выше предельно допустимых 80 g. А последние сомнения в травмоопасности Калины развеял интегральный критерий вероятности травмы головного мозга HIC, который достиг 1384. Напомним, при «опасном» пороге в 1000. Это, увы, печальный рекорд наших краш-тестов. Даже у запорожской Славуты HIC был ниже - 1295...
    Как минимум сотрясение мозга при таком ударе практически гарантировано! Причем это - только по данным датчиков манекенов. А ведь биться носом и челюстью о твердое рулевое колесо производства челябинского ЗАО «Пластик» при реальной аварии будет не манекен, а живой человек.
    Это еще не весь «негатив». При ударе о руль голову манекена-водителя запрокинуло так, что датчики в «шейных позвонках» зафиксировали превышение параметров по двум из трех каналов - по растяжению «позвоночника» и по действовавшему на него изгибающему моменту. А дополняет картину чрезмерная деформация «грудной клетки» - 50 мм, аккурат на границе «красной» зоны.
    На этом фоне невысокие нагрузки на колени, голени и похвально малое смещение педалей (основа оценки травмоопасности ступней) уже как-то не смотрятся. Хотя забывать про них не стоит. Равно как и про отсутствие опасных перегрузок у манекена-пассажира - он не коснулся головой передней панели. Однако сказать, что пристегнутый пассажир в Калине при таком ударе ничем не рискует, тоже нельзя - HIC для его головы составил 835 (это выше, чем безопасный предел в 650), да и деформация «грудной клетки» от давления лямки ремня лежала отнюдь не в «зеленой» зоне (37 мм вместо «безвредных» 22 мм).
    Ну что, попытаемся подсчитать баллы по методике EuroNCAP? За защиту головы, шеи и груди водителя Калина не получает ничего. Но низкие нагрузки на ноги водителя даже с учетом максимальной пенализации за травмоопасность нижней части передней панели (два штрафных балла) приносят Калине 5,6 балла из 16 возможных. А ведь это еще один рекорд наших краш-тестов - максимальный рейтинг среди отечественных машин!
    Но картина, согласитесь, получается странная. Рейтинг есть. А безопасности — нет.
    Почему?
    - Такой задачи не стояло, - пожимают плечами вазовцы. - Для нас главное, что Калина укладывается в нормы сертификационного правила №94. А для тех, кто действительно думает о своей безопасности, мы готовим Калину с подушками и с преднатяжителями ремней. Приезжайте к нам через неделю - мы как раз будем испытывать такую машину...
    «Такой задачи не стояло»... А какая стояла? Ради того, чтобы это выяснить, стоило вновь съездить в Тольятти. Тем более что приглашал нас лично Владимир Иванович Губа - нынешний главный конструктор АвтоВАЗа.

Подробнее об этом краш-тесте читайте на сайте газеты "Авторевю".

Некоторые результаты испытаний автомобиля ВАЗ-11183 Лада Калина
и оценочные параметры по методике EuroNCAP
(в скобках - результаты теста экспериментальной машины с подушками и преднатяжителями)
Параметр Манекен водителя Манекен пассажира Граница «зеленой» зоны Граница «красной» зоны Пенализация
Масса автомобиля*, кг 1264 (1270)
Макс. перегрузка головы**, g 99 (67) 64 (56) 72 88 контакт с рулем
HIC 1384 (751) 835 (439) 650 1000  
Изгибающий момент шеи, Нм 58 (34) 36 (21) 42 57  
Сжатие грудной клетки, мм 50 (45) 37 (36) 22 50 потеря структурной целостности, контакт с рулем
Наибольшая нагрузка на бедренную кость, кН 3,6 (2,7) 2,0 (1,4) 3,8 9,07 зона концентрации нагрузок, изменение места контакта
Наихудший критерий травмы голени TI 0,49 (0,54) – (0,34) 0,4 1,3  
Деформация левой стороны кузова по горизонтали, мм
стойка лобового стекла 80 (74) 100 200  
торец рулевой колонки 70 (82) 110  
педали сцепления/тормоза 90/70 (95/95) 100 200  
* С манекенами и аппаратурой
** Длительностью 3 мс


Партнеры: